среда, 21 октября 2020 г.

Известная - неизвестная Решма. Гравер И.Н. Павлов

В книге Ивана Евдокимова «Провинция, гравюры на дереве Ивана Павлова», вышедшей в 1925 году, упоминается одна из гравюр, посвященная селу Решма. Описание автором села Решма написано с большой теплотой и  грустью.

Книга "Провинция, гравюры на дереве" 

"Решма", ксилогравюра, И. Павлов

Особенным пристрастием гравёра И.Н. Павлова была провинция. Его альбомы: „Уходящая Русь“, „Уходящая Москва“, „Старая Москва“, „Уголки Москвы“, „Пейзаж“ и, наконец, выходящая книга „Провинция“ являются провинциальной летописью России в гравюрах. 

Большая часть альбомов Павлова с изображением Москвы. Но гравер И.Н. Павлов многократно выезжал из Москвы в провинцию со специальными заданиями, на работу, за материалом для близких сердцу провинциальных тем. В результате четырехлетней работы составилась настоящая книга, последний труд гравера, подводящий итоги давнишнему интересу художника к провинции. Не случайно, конечно, и то, что И.Н. Павлов назвал свою книгу „Провинция“. 


Решма. Кинешма.

Выше Нижнего, к Костроме... Пристань. Высокий берег с расползшимися по нему маленькими, деревянными рыбачьими домишками, старыми, ветхими, но еще сохраняющими следы раскрашенных, когда-то ставень. Макарьева пустынь. Молчат колокола. Церкви заперты: не служат давно. Перевелись монахи. Мужики тут же под берегом продают с лодок стерлядей или гонят по Волге плоты. Женщины в Решме плетут кружева. И будут проходить новые столетия, а Решма будет спокойно и деловито трудиться, ловить рыбу,  гнать плоты, плести кружева, смотреть на красавицу Волгу, привлекать с парохода взоры своим местоположением и живописно разбросанной стройкой. Глушь, дичь, одиночество, но для решмяка родина, и с каким душевным волнением он сюда возвращается, если какие-нибудь обстоятельства надолго угонят его в другие места Республики!

Кинешма — шустрый рабочий город выше Решмы, расположившийся на впадающих в Волгу речках Кинешемке и Кизахе, Новое — в нем главное. И в этом полная противоположность Решме, По примеру старых городов когда-то в нем был земляной вал и сухой ров. В 1429 году был разгромлен татарами. Старая Кинешма живет в нескольких церковных памятниках. Павлов дал соединенную гравюру старой и новой Кинешмы: на гравюре древняя часовня с небольшим шатром и восьмигранник XVII столетия соседят с фабричными корпусами. Удобные пристани, образующиеся в устьях речек Кинешемки и Кивахи — будущее Кинешмы. Все блага городской культуры—кинематограф, театр, лекции, концерты, шумящие фабрики и заводы, огромные каменные дома — создают новый тип города среди чудной по живописности природы, пережившей старую Квнешму, украшающую новую Кинешму. Но как-то особо, часто комически преломляется в провинциальном истолковании вся эта городская культура, обрастает своеобразием, местным творчеством, облекается в совершенно неожиданные одежды. Минуют один-другой десяток лет‚ старая Кинешма отодвинется, еще глубже во времени, сегодняшнее станет вчерашним, придет новая смена, но, кажется, никогда не умрет самый темп медлительной провинциальной жизни, Кинешма не удерживает надолго художника.

Из биографии Ивана Николаевича Павлова
 

И. Н. Павлов родился 5 (17 марта) 1872 года в деревне Поповка (ныне Каширский район, Московская область).
Учился в Центральном училище технического рисования Штиглица и в Рисовальной школе. Общества поощрения художеств, мастерской В. В. Матэ (1891—1892) в Петербурге.
Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1907—1914), Художественной школе при типолитографии товарищества И. Д. Сытина (с 1915), Свободных художественных мастерских — Вхутемасе (1917—1922) — в Москве. Ученики: В. И. Соколов, М. В. Маторин, О. П. Таёжная-Чешуина.
Член АХРР с 1925 года. Действительный член АХ СССР с 1947 года.
И. Н. Павлов умер 30 августа 1951 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище