четверг, 4 декабря 2025 г.

С праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы!

"Днесь благоволения Божия предображение" – с этих слов начинается тропарь сегодняшнего праздника. Действительно, Введение во храм Пресвятой Богородицы является предвозвестием благоволения Божия к человеческому роду, проповедью спасения, обетованием Христова пришествия. Для Богоматери этот день стал предзнаменованием того, что Она будет поставлена превыше не только святых, но даже Ангелов, Херувимов и Серафимов. Пресвятая Богородица с трех лет находилась при храме Божием до того времени, пока не сделалась орудием спасения всего мира. Возлюбив храм и молитву, она стала Молитвенницей за всех людей и особенной нашей Ходатаицей пред Господом и с радостью помогает всем, приходящим помолиться в храм Божий. 

Попросим и мы Владычицу нашу Пресвятую Богородицу помочь нам возлюбить Господа Иисуса Христа всем сердцем, всею душою, всем помышлением – ведь без любви к Нему мы не сможем любить и ближнего, и Господа не узнаем ни в сей жизни, ни в будущей. 

Поздравляем всех с праздником! Пресвятая Богородица, спаси нас! 

пятница, 28 ноября 2025 г.

С началом Рождественского поста!

Нынешний Рождественский пост начался для нас с участия в XI епархиальном этапе XXXIV Международных Рождественских образовательных чтений по теме "Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени".  На пленарном заседании мы  выслушали доклад нашего Владыки Илариона, Епископа Кинешемского и Палехского, а также приветственные слова почетных гостей чтений, выступления начальника Управления образования городского округа Кинешма и руководителя Епархиального отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Традиционно были награждены архиерейскими грамотами неравнодушные и целеустремленные труженики на ниве просвещения. 

Таким образом, проведение очередного ежегодного этапа Рождественских чтений в нашей епархии завершилось. А начинался он 21 октября с общего пленарного заседания Ивановской митрополии  в г. Иваново, на котором мы присутствовали, и в этот же день принимали участие в монашеском съезде, проходившем во Введенском женском монастыре г. Иваново. Вниманию участников съезда, в числе других, был представлен доклад нашей матушки игумении Феофании (с текстом можно ознакомиться далее).

Всех наших читателей поздравляем с началом Рождественского поста и желаем Божией помощи в исполнении добрых наших намерений духовно и плодотворно пройти его испытания, чтобы ничто не смогло омрачить нашей праздничной радости в ночь Рождества любимого нашего Господа!

воскресенье, 2 ноября 2025 г.

Святитель Феофан Затворник. Краткие поучения

(Гал. 6, 11–18; Лк. 16, 19–31)

Притча о богатом и Лазаре показывает, что те, которые жили не как должно, спохватятся, но уже не будут иметь возможности поправить свое положение. Глаза их откроются, и они ясно будут видеть, в чем истина. Вспомнив, что на земле много слепотствующих, подобно им, они желали бы, чтобы кто-нибудь послан был к ним из умерших для уверения, что жить и понимать вещи надо не иначе, как по указанию Откровения Господня. Но и в этом им откажется, ради того, что Откровение для желающих знать истину самоудостоверительно, а для нежелающих и нелюбящих истины неубедительно будет и самое воскресение кого-либо из умерших. Чувства этого притчевого богача, наверное, испытывают все отходящие отселе. И следовательно, по-тамошнему убеждению, которое будет убеждением и всех нас, единственное для нас руководство на пути жизни – Откровение Господне. Но там уже такое убеждение для многих будет запоздалым; здесь оно лучше бы пригодилось, да не у всех оно. Поверим, по крайней мере, свидетельству тамошних, перенося себя в состояние их. Сущие в муках не станут лгать; жалея нас, они хотят, чтобы открылись очи наши, да не придем на место их мучения. Об этом предмете нельзя так говорить, как говорим нередко о текущих делах: «Авось, как-нибудь пройдет». Нет, уж то не пройдет как-нибудь. Надо быть основательно удостоверенным, что не попадем на место богатого.

Источник: Мысли на каждый день года / Феофан Затворник. - Москва : Эксмо, 2022. - 576 с. (Библиотека всемирной литературы) ISBN 978-5-04-102482-6

суббота, 1 ноября 2025 г.

Святитель Феофан Затворник. Краткие поучения

(2 Кор. 5, 1–10; Лк. 7, 2–10)

Какая светлая личность сотник! Как дошел он до такой веры, что превзошел ею всех израильтян, воспитанных откровением, пророчествами и чудесами? Евангелие не указывает как, а живописует только веру его и сказывает, как похвалил его Господь. Путь веры – тайный, сокровенный путь. Кто может и в себе-то самом объяснить, как слагаются в сердце убеждения веры? Лучше всего решает это св. апостол, называя веру Божиим даром (Еф.2:8). Вера действительно Божий дар, но неверы не безответны, то, стало быть, сами виноваты, что не дается им этот дар. Нет приемника для этого дара, он и не дается, ибо нечем принять его, а в таком случае давать то же, что тратить понапрасну. Как душа делается способною приемницею дара веры, это трудно определить. В сотнике видно крайнее смирение, несмотря на то, что он был властный человек, добродетельный и разумный. Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Очень не дивно. По крайней мере, всем ведомо то, что неверы всегда духа гордого и что вера более всего требует покорности ума под свое иго.

Источник: Мысли на каждый день года / Феофан Затворник. - Москва : Эксмо, 2022. - 576 с. (Библиотека всемирной литературы) ISBN 978-5-04-102482-6

пятница, 31 октября 2025 г.

Святитель Феофан Затворник. Краткие поучения

(Кол. 4, 10–18; Лк. 10, 1–15)

Будет ли на том свете такое снисхождение к не приемлющим Господа, какое показал Он к живущим на земле? Нет, не будет. Посылая «семьдесят» на проповедь, Господь заповедал им, чтоб они, когда не примут их, говорили там на распутиях: «и прах, прилипший к нам от вашего города, оттрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк.10,11); то есть, вашего нам ничего не нужно: не из корысти какой ходим мы с проповедью, а для возвещения вам мира и Царствия Божия. Не хотите принять этого блага – как хотите; мы идем далее. Так заповедано на настоящее время, а на будущее что? «Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому...» (Лк.10,12). Стало быть, неверам нечего обнадеживать себя снисхождением Господним. Только и повольничать им, что на земле, а как смерть – так вся гроза гнева Божия обрушится на них. Великое несчастие попасть в неверы! И на земле-то им нерадостно, ибо без Бога и Господа Иисуса Христа Спасителя и Искупителя и здесь все мрачно и безотрадно, а что там, того и словом описать и вообразить невозможно. Уж отраднее бы уничтожиться, но и этого не дано будет им.

Источник: Мысли на каждый день года / Феофан Затворник. - Москва : Эксмо, 2022. - 576 с. (Библиотека всемирной литературы) ISBN 978-5-04-102482-6

четверг, 30 октября 2025 г.

Святитель Феофан Затворник. Краткие поучения

(Кол. 4, 2–9; Лк. 9, 49–56)

Как относиться к неверам, не исповедующим Господа? Так же как Господь отнесся к не принявшей Его веси. Юная ревность, являющая много жару, хотела бы огонь низвести на них с неба, но ее сдерживает Сам Господь: «не знаете, какого вы духа...» (Лк.9:55). Господь Спаситель, в принятии Которого состоит и самое спасение, ничего не сделал не принявшим Его, но, минуя их, «пошел в другую весь» (Лк.9:55–56), предоставив их самим себе. Так и ныне надобно: пусть неверы идут своею дорогою, а верующие своею. Есть Бог, Который всех разберет в свое время. О них жалеть и молиться надобно; надо желать, чтобы они познали истину и изыскивать случаи намекнуть им о ней, а когда гласно станут нападать на истину, дать им отпор любовный, но вразумительный – и довольно.

Источник: Мысли на каждый день года / Феофан Затворник. - Москва : Эксмо, 2022. - 576 с. (Библиотека всемирной литературы) ISBN 978-5-04-102482-6 

среда, 29 октября 2025 г.

Святитель Феофан Затворник. Краткие поучения

(Кол. 3:17–4:1; Лк. 9, 44–50)

«Кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня» (Лк.9:48), – сказал Господь: а Пославший Его – Бог, следовательно, кто исповедует Господа, тот Бога исповедует, а кто не исповедует Его, тот и Бога не исповедует. Скажешь: я исповедаю Христа великим, премудрым, всемирным учителем. Нет, исповедуй Его так, как Он Сам говорит о Себе, что Он и Отец едино суть, единого Божеского естества лица, раздельные, но единочестные и сопрестольные. Кто не исповедует так, тот, как бы ни величал Господа, все одно, что не исповедует Его, а не будучи исповедником Его, не исповедует и Отца, не исповедует Бога. Потому, каким богочтецом ни выказывай себя, ты не богочтец, когда не исповедуешь Господа Иисуса Христа Сыном Божиим Единородным, нас ради воплотившимся и Своею крестною смертью нас спасшим. Не все одно какого Бога исповедать, лишь бы исповедать: поклонявшиеся солнцу и звездам, или вымышленным существам, не называются богочтецами, потому что не то считали Богом, что есть Бог. Так и тот, кто Господа не исповедует, не богочтец, потому что не того Бога исповедует, который истинный Бог. Истинный Бог не есть без Сына совечного и собезначального. Потому, коль скоро не исповедуешь Сына, не исповедуешь и Бога истинного. Какая цена твоего исповедания – один Бог рассудит, но так как нам Бог открыт Богом истинным, то помимо этого откровения нельзя иметь Бога истинного.

Источник: Мысли на каждый день года / Феофан Затворник. - Москва : Эксмо, 2022. - 576 с. (Библиотека всемирной литературы) ISBN 978-5-04-102482-6

вторник, 28 октября 2025 г.

Святитель Феофан Затворник. Краткие поучения

(Кол. 2:20–3:3; Лк. 9, 23–27)

Не стыдись исповедать Господа Иисуса Христа воплотившимся Сыном Божиим и искупившим нас Своею крестною смертию, воскресением же и вознесением Своим открывшим нам вход в Царство Небесное. Если ты постыдишься, то и Он постыдится тебя, «когда приидет во славе Своей и Отца и святых Анге­лов» (Лк.9:26). Ныне в обществе пошла мода совсем не говорить о Господе и о спасении, тогда как в начале только и речей было, что об этих дорогих предметах. К чему больше лежит сердце, о том и речь охотнее течет. Неужели же к Господу меньше стало лежать сердце? Судя по речам, должно быть так. Одни совсем не ведают Его, другие холодны к Нему; опасаясь попасть на таких, и те, которые теплы ко Господу, не заводят о Нем речи, и священство молчит. И вышло, что речь о Господе Спасителе и о главном нашем деле – спасении – исключена из круга речей, принятых в обществе. Что ж, скажете, неужели только и говорить, что об этом? Зачем же только об этом? Обо всем можно говорить с этой точки зрения, так что речь вообще будет оттенена духом Христовым. Тогда и можно будет угадать, говорят ли христиане или язычники, а ныне вы этого не угадаете ни по речам, ни по писаниям. Пересмотрите все журналы, о чем только там не пишут? Но повести речь по-христиански никому нет охоты. Мудреное время!

Источник: Мысли на каждый день года / Феофан Затворник. - Москва : Эксмо, 2022. - 576 с. (Библиотека всемирной литературы) ISBN 978-5-04-102482-6

понедельник, 27 октября 2025 г.

Святитель Феофан Затворник. Краткие поучения

(Кол. 2, 13–20; Лк. 9, 18–22)

«За кого почитает Меня народ?» (Лк.9:18) – спрашивал Господь. В ответ на это апостолы передали ходячие в народе мнения о Нем, которые все слагались по тогдашнему образу воззрений: кто говорил, что Он Иоанн Креститель, кто, что Он Илия, кто, что какой-нибудь из древних пророков воскресший. Как же ныне отвечают? Тоже разно и всякий по своему образу мыслей. Материалисты, безбожники и бездушники из породы обезьян какой ответ дадут, когда у них нет ни Бога, ни души? Спириты, подобно арианам, отделываются ответом, который проклят на I Вселенском соборе. Деисты видят Бога очень далеким от мира, и, будучи не в силах вместить в своей системе таинства воплощения, отвечают как евиониты, социниане. Подобные ответы вы встретите и в русском обществе, так как означенные трех родов личности есть и множатся и у нас. Но благодарение Господу, есть еще у нас безмерно преобладающее число искренно верующих и строго содержащих апостольское исповедание, что Господь Иисус Христос – воплотившийся единородный Сын Божий, еще в раю обетованный прародителям нашим Спаситель и Искупитель рода человеческого. Какая сторона пересилит – единому Богу ведомо. Будем молиться о сохранении в нас света Христова и об отгнании тьмы лжеучений. Падки мы на худое; потому не дивно, что ложь и возьмет верх. Она и ныне уже ходит по улицам города открыто, тогда как прежде опасливо пряталась от взора верующих христиан.

Источник: Мысли на каждый день года / Феофан Затворник. - Москва : Эксмо, 2022. - 576 с. (Библиотека всемирной литературы) ISBN 978-5-04-102482-6

воскресенье, 26 октября 2025 г.

Святитель Феофан Затворник. Краткие поучения

(Гал. 2, 16–20; Лк. 8, 5–15)

Под терниями и волчцами, подавляющими слово божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие – под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар: незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего. Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, – выбрось из головы, а когда не выбрасывается, – подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым.

Источник: Мысли на каждый день года / Феофан Затворник. - Москва : Эксмо, 2022. - 576 с. (Библиотека всемирной литературы) ISBN 978-5-04-102482-6

суббота, 25 октября 2025 г.

Святитель Феофан Затворник. Краткие поучения

(2 Кор. 3, 12–18; Лк. 6, 1–10)

Господни ученики срывают колосья, растирают их руками и едят в субботу. Дело очень маловажное и на вид и по существу своему; между тем, фарисеи не утерпели и укорили их. Что заставило их поднимать об этом речь? На вид – неразумная ревность, а в существе – дух пересудливости. Этот за все цепляется и все представляет в мрачном виде беззаконности и пагубности. Это немощь в большей или меньшей степени почти общая у людей, не внимающих себе. Словом не всякий выскажет пересудливые мысли, а удержаться от них редкий удерживается. Кто-то присудит сердцу и разжигает его на пересуды – оно и источает их. Но в то же самое время пересудчик сам готов на недобрые дела, лишь бы только никто не видал, и непременно состоит в недобром порядке в каком-либо отношении; он как будто затем и судит и осуждает, чтобы чувство правды, оскорбленное и подавленное в себе, вознаградить нападками на других, хоть бы то и неправыми. Правдолюбивый и стоящий в правде, зная, как трудно достается исправность в делах, а еще более в чувствах, никогда не станет судить; он скорее готов бывает покрыть снисхождением не только малое, но и великое преступление других. Господь не судит пересудчиков фарисеев, а снисходительно толкует им, что ученики сделали поступок, который всякий, рассудив как следует, может извинить. И всегда почти так бывает: рассуди о поступке ближнего и найдешь, что он совсем не имеет того важного, ужасающего характера, который показался тебе в нем с первого раза.

Источник: Мысли на каждый день года / Феофан Затворник. - Москва : Эксмо, 2022. - 576 с. (Библиотека всемирной литературы) ISBN 978-5-04-102482-6

пятница, 24 октября 2025 г.

Святитель Феофан Затворник. Краткие поучения

(Кол.2, 1–7; Лк. 9, 12–18)

Чу́дное насыщение народа в пустыне – образ насыщения верующих во Св. причащении Пречистым Телом и Пречистой Кровию Господа. Господь сидит особо; народ рассажен рядами; апостолы посредствуют, получают хлеб и раздают. Так и ныне: верующие все разделены на группы – малые частные церкви, в которых Господь, невидимо присутствуя, раздает Свое Тело и Кровь чрез апостольских преемников. Как тогда апостолам, так теперь преемникам их гово­рит Он: «вы дайте им есть» (Лк.9:13). Как тогда, так и теперь народ верующий неотступно предстоит Господу в посте, слушании слова и молитвенном взыскании исцеления от грехов, когда готовится приступить к Божественным Тайнам. Так предначатое в явлении Господа таинство продолжается доселе и будет продолжать­ся до скончания века. И в будущем веке будет своего рода прича­щение, ибо Господь обещает дать вкусить «от манны сокровенной» и «от древа животного» (Апок.2:17, 7).

И в земном раю для прародителей устроено было свое таинственное причащение – вкушение от древа жизни; в ветхозаветной же церкви образ его – вкушение пасхального агнца. Таким образом, таинственное причащение началось с родом человеческим, было и будет с ним во веки вечные, в разных видах, но одном значении – преискреннего общения с Господом; ибо «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 4). Созданным по образу Божию и надлежит быть в таком общении с Тем, Который есть «сияние славы и образ ипостаси Отчей» (Евр. 1, 3).

Источник: Мысли на каждый день года / Феофан Затворник. - Москва : Эксмо, 2022. - 576 с. (Библиотека всемирной литературы) ISBN 978-5-04-102482-6