Где найти старые фотографии села Решма? Ответ на этот вопрос можно найти в совершенно неожиданном месте. Листая сайты в интернете, можно встретить фотографии Слободы Решма, у которых подписан автор С.М. Прокудин-Горский.
Удивительно, что пластины с фотографиями изображающими Россию в ее укромных уголках (и в том числе Слободы Решма) этого автора хранятся в библиотеке конгресса США! Как могло произойти то, что мы потеряли свое наследие? А там сохранили фото и теперь мы можем их увидеть.
Долгое время, судьба коллекции (до 1980 г.) была неизвестна широкой публике. Лишь в 2001 г. все снимки были отсканированы, выложены в Интернет и стали культурным достоянием человечества. Благодаря глобальной компьютерной сети в начале 21 века состоялось невероятное возвращение Прокудина-Горского на Родину. А вместе с автором, к нам вернулись фотографии утраченных храмов села Решма!
На сайте Российская Империя в цвете в каталоге, состоящем из 2618 фотографий, под № 2523,2524 размещены 2 фото Слободы Решмы. http://prokudin-gorskiy.ru
[1910]. Слобода Решма, значительная пристань на Волге. Номер в коллекции № 2523
[1910]. Слобода Решма. Вход в женский монастырь. Номер в коллекции № 2524
Каждому жителю Решмы было бы интересно узнать, чей взгляд прошел сквозь столетия и остался у коллекционеров в виде открыток? Кто сохранил для потомков невероятно красивые церкви, колокольни, виды городов и поселков России?
Так кто же этот фотохудожник Сергей Михайлович Прокудин-Горский?
В Википедии написано, что Сергей Михайлович родился 18 (30) августа 1863, Фуникова Гора, Покровский уезд, Владимирская губерния, Российская империя — умер 27 сентября 1944, Париж, Франция — русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».
На сайте Российская Империя в цвете http://www.veinik.by/prokudin.htm так о нем написано:
К началу ХХ века фотография сильно дифференцировалась. Прошло время первых универсалов, которые делали все сами. Ученый химик, фотохудожник, прекрасный организатор, патриот и коммерсант Сергей Михайлович Прокудин-Горский оказался исключением из этого правила. Он был не только автором популярных книг и пособий по фотографии, но и издателем-универсалом. Открыв в Петербурге на Большой Подьяческой, 22, типографию-лабораторию, специализирующуюся на цветной печати, Прокудин-Горский, в отличие от других издателей, все в ней делал сам. Сам фотографировал, сам изготавливал печатные формы, сам печатал сигналы и следил за качеством тиража и сам же распространял продукцию! В рекламных объявлениях его типографии значилось: «Работа в красках. Трех- и четырехцветная печать. Изготовление художественных плакатов и открытых писем в красках с натуры. Печать золотом. Точное воспроизведение в цвете всевозможных картин».
С.М. Прокудин-Горский
Но более всего Прокудин-Горский горел идеей создания и распространения широкомасштабного фото-обозрения всей Империи, с ее многочисленными народами, памятниками архитектуры и истории, с разнообразием пейзажей и технических достижений. Много путешествуя и фотографируя в цвете, он в 1907 году издал на свои личные средства серию «открытых писем в красках с натуры» с видами Российской Империи. Серия этих цветных открыток насчитывала 89 сюжетов. Это были Новый Афон и Сайменский канал, Ялта и Кисловодск, Средняя полоса России и Карелия, виды Санкт-Петербурга и Крыма.
Прокудин–Горский придумал свою схему передачи цветовой палитры: фотосъемка одного и того же объекта производилась три раза, через разные цветовые фильтры (красный, зеленый и синий). Каждый фильтр пропускал только определенный диапазон спектра. В результате после проявки на каждой пластине оказывалась запечатленной только своя часть спектра. После проявки на каждой фотографической пластине оказывалось черно-белое представление одного из трех цветов. Затем, используя систему проекции света с теми же самыми тремя фильтрами, он показывал эти изображения в цветном варианте на диапозитивах на лекциях.
В 1918 г. Прокудин–Горский уехал из России, выполнив 1906 фотографий в цвете и около 600 черно-белых фотографий.
В 1944 г. Сергей Михайлович Прокудин–Горский умер в Париже, а в 1948 г. пластины были куплены у его наследников библиотекой конгресса США. С тех пор пластины хранятся там.
Несколько лет назад пластины были отсканированы и выложены в Internet для свободного доступа. Это является правомерным шагом, так как после смерти их владельца прошло более 50 лет, и все авторские права на них принадлежат общественности. Все три цветовых компонента хранятся в одном файле в формате TIFF с глубиной цвета 16 бит. Первую треть файла занимает цветовая компонента синего цвета, вторую — зеленого, и третью — красного цвета. Общий размер файла составлял около 75М. Размер одной цветовой составляющей в пикселях составляет около 3500 по ширине и высоте.
Качество отсканированных изображений достаточно высоко, чтобы использовать их в печати.
А нам лишь остается память о том, что именно в России был такой невероятный человек, который показал нам с вами, как жила империя в самых ярких красках.