По́стное вре́мя све́тло начне́м,/ к подвиго́м духо́вным себе́ 
подложи́вше,/ очи́стим ду́шу, очи́стим плоть,/ пости́мся я́коже в 
сне́дех от вся́кия стра́сти,/ доброде́тельми наслажда́ющеся ду́ха:/ в 
ни́хже соверша́ющеся любо́вию,/ да сподо́бимся вси ви́дети/ всечестну́ю 
страсть Христа́ Бо́га// и святу́ю Па́сху, духо́вно.  (на Господи воззвах, гл. 2, из Последования вечерни в Прощеное воскресение).
"Я говорил вам уже о моем методе, который советую вам усвоить. Метод этот такой: увидеть нашу конечную цель и к ней идти, начиная с азов. Что касается Поста, надо поставить себе тот же принцип, но в
 уменьшенных масштабах. Надо понять, что пятьдесят дней Поста предложены
 нам для приготовления к восприятию воскресения из мертвых. И мы 
построим так видение свое: теперь начинается подвиг. 
Наше вдохновение умножается при мысли о том, что сотни миллионов 
людей-христиан будут хранить сей Пост. Путь к воскресению для самого 
Бога воплощенного лежал через страдание. Тайну страданий мы поймем лишь 
после. Вначале мы принимаем это как условие нашего роста в Боге, как 
условие нашего развития для восприятия Слова Божия и усвоения путей Его в
 деятельной жизни."
"Итак, мы составим себе такую картину 
на Великий Пост и будем видеть, как один Человек на Земле решил, в Самом
 Себе, пойти на Голгофу и разорвать железный обруч проклятия за Адамов 
грех, претерпеть положительно все, на всей Земле никем не понятый, никем
 по-настоящему не воспринятый. И когда Он завершил это «дело» (см. 
Ин.4:34, 17:4), то сказал: "дерзайте, Я победил мир» (Ин.16:33)."
«“Одним
 человеком грех вошел в мир“ (Рим.5:12) – говорит апостол Павел, – и 
единым Человеком приходит спасение». Если перед нами будет стоять такая 
цель, то мы воспримем Великий Пост как святой период. Вернусь снова к тому же, чтобы лучше отпечаталось в вашем 
сознании то, что я считаю принципиально необходимым: иметь конечную цель
 и к ней стремиться. Тогда мелкие стороны нашей повседневной жизни будут
 проходить без особого потрясения для нашего организма и для нашей 
психики. И это не только на Пост, но и после него и всегда, на всякий 
день: нам нужно помнить о цели и смысле нашего пребывания здесь. Мы 
собрались вместе, чтобы в едином духе любви ко Христу следовать вслед 
стопам Его, поддерживая друг друга. Помните, как в Евангелии написано: 
«Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, на 
достаточной дистанции, а они (ученики) ужасались и, следуя за Ним, были в
 страхе»(Мк.10:32)? – Так и мы будем со страхом следовать за Христом 
весь этот Великий Пост, чтобы потом пение «Христос Воскресе» вырвалось 
как «избыток жизни» (см. Ин.10:10) в нас. Очень хороший обычай – петь 
пасхальное славословие в воскресенье вечером в Прощеное Воскресенье."
"О Прощеном Воскресенье надо сказать несколько слов. Чрезвычайную важность
 имеет этот день, когда мы искренно просим друг у друга прощения. Когда 
это прощение дано с обеих сторон, то душа чувствует себя свободной и 
полна мира. И это условие свободы и мира страшно облегчает Пост... И к 
этому дню приготовьте себя, чтобы выбросить из сердца и ума всякую тень 
раздражения против брата... Не надо удивляться, что рождаются недоразумения в жизни, особенно 
Постом. Но надо научиться препобеждать эти трудности, чтобы исполнить 
закон Христа, Который сказал: «прощайте, если что имеете на кого, дабы и
 Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк.11:25). Тем самым, 
прощая грехи брату нашему или сестре нашей, мы входим в процесс спасения
 всего человечества. Каждый раз, когда появляются искушения или 
трудность какая (ибо невозможно избежать трений вследствие ограничений 
нашей плоти), надо непременно препобеждать это, и в этом проявится 
мудрость.и целого 
года. И когда мы с радостью несем телесный подвиг воздержания от пищи, 
то это не разрушает нас, а помогает во всех планах: и в духовном, и в 
физическом."
Выдержки из книги "Софроний (Сахаров) схиархимандрит.
Духовные беседы. Как проводить Великий пост." Изд. Свято-Троицкой Сергиевой
Лавры, 2021