понедельник, 8 февраля 2021 г.

2021 год - 350 лет обретения мощей преподобного Макария Унженского

В наступившем 2021 году Церковь Русская празднует 350-летие со дня обретения мощей нашего небесного покровителя и основателя нашей обители  - преподобного и богоносного отца Макария Унженского, Желтоводского и Решемского чудотворца.

К нему мы обращаемся с молитвами и в скорбях и в радостях, припадая к дорогим сердцу мощам святого, хранящимся в ковчеге в нашем Свято-Никольском храме. в котором находится ковчег с частицей его святых мощей. И он  нас слышит и утешает, а в нуждах посылает нам сердобольных доброхотов.

Преподобне отче наш Макарие, не оставляй нас в своих молитвах перед Престолом Царя Небесного!

Дорогие братья и сестры! Приглашаем вас прочесть "Сказание об обретении честных мощей преподобного Макария Унженского и Желтоводского чудотворца" в 1671 году.

Сказание об обретении честных мощей преподобного Макария
(изложено по материалам Макарьевского краеведческого музея)

После блаженного преставления преподобного Макария в 1444 году у духовно целебных мощей его продолжало подвизаться в молитве немало иноков. Над местом захоронения преподобного благодарные местные жители скоро воздвигли деревянный храм. Самой же обители дали название: «Макариева новая пустынь — Желтоводский монастырь». Почему «новая»? Потому что монастырь, основанный преподобным Макарием в месте, именуемом Желтые воды, был до основания разрушен и сожжён в 1439 году ханом Улу-Ахметом (в иных переводах летописей его именуют Улу-Махметом или же Улу-Мухаммедом, что сути дела не меняет). Возможно, монастырю на Унже было присвоено географически необоснованное наименование «Желтоводский» ещё и потому, что в нём, в самом начале его существования, могли быть иноки, пришедшие с Макарием с Желтых вод. Как бы то ни было, но под этим названием - Макариева новая пустынь  Желтоводский монастырь - обитель просуществовала около двухсот лет.

В 1620 году движимый благочестием монах Тетюшенского монастыря Авраамий, на месте сожжённой на Волге ханом Улу-Ахметом старой обители, возродил монашескую жизнь. Монастырь этот новый стал называться Желтоводским Макариевским. Почитание преподобного Макария в те годы было весьма велико, и оно значительно увеличивалось особым почитанием этого святого династией Романовых. Преподобный Макарий был прославлен в лике всероссийских святых. С его именем связывали множество чудес, и его обитель на Унже некоторое время именовалась Лаврой преподобного Макария. Связано это очевидно с тем, что в 1619 году царь Михаил Романов повелел в монастыре на Унже «чин богослужений как в других великих обителях содержать».

После же того, как на Волге вскоре отстраивается в каменном исполнении (тщанием и пожертвованиями сильных мира сего) Макариево-Желтоводский монастырь, начинается (и до сего дня не прекращается) большая путаница с наименованиями монастырей. 

Тогда, в середине ХVII века, во избежание путаницы монастырь на Унже стали называть «Макариево-Унженским». К тому времени в нём было: «четыре деревянных храма, брусчатая колокольня, деревянные кельи, Романовские палаты — терем царя Михаила, конюшня, поварня и др»

В 1630 году монастырь полностью сгорает, но помощью Царя, Патриарха и других высоких особ скоро отстраивается заново, а после пожара в 1669 году, при игумене Никите, было решено все постройки в монастыре делать только в каменном исполнении.

В июле 1670 года, при начале строительства храма преподобного Макария, во время  копки рвов под столбы, в подножии раки чудотворца обрели нетленное тело какого-то монаха. Оказались нетленными не только мощи этого инока, но «остались в целости клобук и мантия, хотя гроб уже истлел». По расспросам решили, что это один из учеников Макария, почивший вскоре после его кончины. Игумен Никита велел положить найденное тело в новый гроб и поставить его в углу церкви, где оно и оставалось до октября 1671 года.

12 октября (25-ого н.ст.) повелением игумена Никиты справа от гробницы преподобного «на расстоянии сажени» (около 2 метров) у самой церковной стены начали копать могилу, чтобы предать погребению тело вышеупомянутого монаха. При этом событии и были явлены нетленные мощи угодника Божия Макария, пролежавшие в земле 227 лет.

С левой стороны от гробницы земля обвалилась, и под ней «яко в пояс глубины» оказалась каменная плита длинною четыре пяди (около 70 см.), шириной одну пядь. По повелению игумена плиту сняли, и под нею были найдены честные святые мощи преподобного отца нашего Макария Унженского чудотворца.

Осмотрев их, нашли «в целости весь состав телесный, с седыми волосами. Он оказался подобным тому, каким изображался на иконах. Схима, мантия и пеленания с покровами остались нетленны. Нижняя гробовая доска нисколько даже не повредилась. Верхние же и боковые доски истлели».

Игумен с братией вынули честные мощи из земли, положили их в новый гроб, оставив прежние нетленные благодатные ризы, и поставили его в гробнице покрыв древней чудотворной иконой преподобного, которая хранилась здесь же и оставалась целой после многих пожаров. «И сотвориша праздник светел и торжество радостное обретению честных мощей преподобного». Так, в этот день ежегодно начали праздновать обретение мощей преподобного Макария, но, по простоте и беспечности и по причине административной удалённости от столицы, не доложили об этом ни Царю, ни Патриарху. Таким образом почитали святые мощи местно около четырёх лет. В конце же 1674 года некий из иноков по прозванию Иосиф свияжанин был наказан игуменом Никитой за плохое поведение и лишён должности. Сильно оскорблённый наказанием, в 1675 году он тайно покидает монастырь, уходит в Москву и доносит Патриарху, что «игумен Никита без разрешения Царя и без благословения Патриарха вынул из земли мощи какого-то монаха и называет их мощами преподобного Макария» и прочее…

Патриарх в гневе доносит на игумена Никиту Царю. Немедля в Унженскую пустынь посылается комиссия из Макариево-Желтоводского монастыря (что на Волге) в состав которой входит: Сибирский архиепископ Симеон, настоятель Макариево-Желтоводского монастыря архимандрит Тихон и проживающий в том же монастыре игумен Варлаам, коим было приказано осмотреть на месте обретённые мощи, а настоятеля Никиту «за самовольство лишить игуменства и отправить под начало в послушники» в Желтоводский монастырь.

Вот тут в благое дело вмешиваются человеческие страсти. Участники освидетельствования мощей, желая возвысить свой монастырь за счёт унижения одноимённой и в то время более славной Унженской обители, объявляют обретённые мощи останками неизвестного монаха. Сами же мощи погребают как тело простого человека. Причём, что уже совсем не укладывается в рамки здравого смысла, архиепископ Симеон тайным образом отнимает часть мощей преподобного Макария и передаёт их настоятелю Желтоводского монастыря архимандриту Тихону, который хранит их у себя скрытно. И… наказание от Бога за святотатство и примешивание человеческого корыстного расчёта в дела церковные не замедлило себя ждать.

Архимандрит Тихон сходит с ума, оставляет место настоятеля, удаляется в поморские страны, скитаясь по пустыням и монастырям и преследуемый голосом: «не имам ти дати покоя дондеже отдаси мне моё» (не дам тебе покоя пока не вернёшь мне моё).

Нечто подобное происходит и с Сибирским архиепископом Симеоном. От страха и ужаса за непочтение к останкам святого его преследуют голоса, и он впадает в болезнь. Болезнь была столь сильной что он лежал более месяца в бреду. Во время болезни ему является преподобный Макарий и жёстко упрекает его: «Почто причинил мне обиду?» Архиепископ кается и, получив облегчение, спешно идёт к Патриарху Иоакиму и открывает ему всю правду, не утаивая и то, что им была похищена часть мощей преподобного и тайно передана архимандриту Тихону. Симеон слёзно просит найти Тихона, забрать у него похищенное и вернуть всё на своё место, в Унженскую пустынь.

Патриарх, удивившись услышанному, верит архиепископу Симеону, но, не зная как здесь можно  помочь, говорит: «Тихона нет в монастыре и где он сейчас никто не знает. Где же теперь искать то что ты отдал ему?» Но Симеон продолжает настоятельно умолять Патриарха найти Тихона и вернуть на место то, что он взял тайно от всех. И Патриарх разослал грамоты по всем монастырям ,находит Тихона и, по доставлении его в Москву, допрашивает лично. Тот отправляется в Желтоводский монастырь, открывает тайник и передаёт украденную часть мощей. Их, с подобающей честью, привозят Патриарху и он, в свою очередь, преподносит их Царю Фёдору Алексеевичу Романову, только что возшедшему на престол.

Царь, внимательно выслушав от Патриарха Иоакима историю с похищением мощей, с благоговением прикладывается к останкам святого и молится: «Преподобный отче Макарие! Помяни меня перед престолом Царя Небесного». После этого повелевает поступить по воле святого, то есть немедленно вернуть похищенное в Унженскую пустынь, заметив при этом Патриарху: «Во святой обители Унженской бывал и дед мой блаженной памяти Михаил Феодорович».

Патриаршим указом мощи преподобного с честью доставляются из Москвы в Унженскую обитель. где достают гроб святого, приподнимают крышку, возвращают части мощей в гроб и зарывают всё обратно в сырую землю.

Примечательно, что в тот год вместо наказанного (лишённого настоятельства) Никиты, игуменом Унженской обители был Митрофан — «муж благоговейный и добродетельный», будущий святитель Воронежский, впоследствии причисленный к лику святых  25 июня 1832 года. Управлял Унженским монастырём с 1675 по 1682 год. По обстоятельствам того времени и по административному положению «Лавры преподобного Макария» игумен Митрофан управлял и «Унженской десятиной» (с 1680 по 1682 год), в которую входило 94 храма.


Тут стоило бы задаться вопросом.

Почему мощи преподобного Макария вновь предали земле, хотя о их подлинности, видимо, не сомневался уже никто.

Ответ кроется в Соборном определении, принятом незадолго до возведения Иоакима в Патриархи, которое гласило: «Еже телес нетленных, обретающихся в нынешние времена, не повелеша дерзати скоро, кроме достоверного свидетельства и соборного повеления, во Святая почитати. А идежи обрящутся таковые Святых телеса, о таковых заповедаша всячески испытати и свидетельствовати перед великим и совершенным (то есть так или иначе полным) собором Архиерейским».

А в Унженской пустынной местности, вдали от больших городов, архиерейскому собору собраться было затруднительно. Поэтому, не имея власти без Соборного определения открыть нетленные мощи преподобного Макария для поклонения, Патриарх Иоаким приказывает над местом захоронения преподобного «устроить благолепную гробницу и в этом месте воздавать преподобному Макарию надлежащее почитание». Игумену же Никите было вменено в вину то, что он без царского повеления и патриаршего благословения осмелился мощи «от земли взяти и положити верху земли».


Впоследствии мощи преподобного Макария были переложены в богатую серебряную раку с медной позолоченной решёткой под резной вызолоченной сенью. Несколько столетий тысячи богомольцев, богатых и знатных, бедных и безродных приходили к преподобному Макарию в Макариево-Унженский монастырь. В 1922 году из обители, с приходом безбожной власти, были вывезены церковные ценности: священные сосуды, кресты, панагии, оклады с икон и лампады из драгоценных металлов - всё это было изъято под предлогом помощи голодающим Поволжья. Демонтировали и серебряную раку с гробницы преподобного. Скоро были уничтожены архив казначейства, монастырская библиотека, сожжены иконостасы, разбиты колокола. В 1929 году в Макарьевском монастыре закрывают все храмы и архитектуру начинают планомерно разрушать. Двумя годами раньше закрывают Макариево-Желтоводский и Макариево-Решемский монастыри. Ко второй половине 30-х годов была закрыта большая часть храмов, имевших престолы, посвящённые преподобному Макарию. Воцарилось безбожие, и память о святом постепенно исчезала из жизни народной…


Последствия этого - стойкое забвение и пренебрежение к ревностной христианской жизни - внимательный наблюдатель без особого труда может видеть и сегодня.  Всякий, кто придёт в будние дни в храмы города, основанного преподобным Макарием, увидит их пустыми, особенно на вечерних службах; нередки случаи, когда из всего города приходят на молитву не более двух-трех человек.

Да, преподобный Макарий не оставил после себя сборников поучений о спасении души, но не более ли важным «поучением» его для потомков была сама его жизнь, его подвиги и его чудесная помощь народу в беде.

В 1989 году в запасниках краеведческого музея города Юрьевца Ивановской области были обнаружены кощунственно вскрытые и перемещённые туда безбожниками мощи преподобного Макария. Некоторое время, после нескольких месяцев хлопот по возвращению святыни Церкви, с 14 мая 1990 года мощи преподобного Макария находились в кафедральном соборе города Костромы в храме Воскресения на Дебре, а в 1992 году ковчег с мощами преподобного был возвращен в город Макарьев,  где он находился в приходском храме Рождества Христова. В 1995 году ковчег переносят в переданный Церкви и начинающий медленно восстанавливаться монастырь преподобного.

Казалось бы, история с перемещениями мощей пришла к логическому завершению, но... не тут-то было…


В 2005 году архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию поступает телефонный звонок, из которого становится известным, что у одного из священнослужителей тайно хранится глава преподобного Макария и он желает передать ее в Желтоводский монастырь на Волге. Новость была ошеломляющая ещё и потому, что в некоторых деталях она один к одному сюжетно повторяла историю 1675 года. Однако тогда налицо был грех святотатства, а в этой истории священник совершил настоящий подвиг для сохранения святых мощей от уничтожения.

Оказалось, что когда мощи преподобного Макария были вынесены из монастыря и переданы в музей, одному священнослужителю удалось выкрасть из музея и тайно скрыть главу преподобного у себя дома, где она хранилась долгое время. Когда же он отошёл ко Господу, глава перешла по наследству его брату, тоже священнику, хранившему её как величайшую святыню.

Создаётся комиссия, подтвердившая подлинность главы преподобного Макария, и в 2007 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II честная глава преподобного Макария крестным ходом по реке Волге прибывает в Желтоводскую женскую обитель.

Так, в 2007 году мощи преподобного Макария оказались разделены между двумя обителями событиями, не вполне зависящими от чьих-то официальных решений.