"Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа; в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную Страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся."
Стихира Триоди на "Господи воззвах", гл. 2
Дорогие наши читатели, поздравляем вас с началом Великого поста, который предваряется Прощеным воскресеньем. Так уж повелось, что пост духовный начинается у нас прежде поста телесного – с Прощеного воскресенья. В этот день, прежде чем войти в двери Великого поста, мы делаем первый шаг очищения души: у своих близких, и не только близких, – у всех, с кем связаны мы различными отношениями, – просим мы прощения за обиды, которые мы вольно или невольно причинили им. Безусловно, очищать душу мы должны постоянно во все время нашей земной жизни, но не напрасно же поется в приведенной выше стихире: "Постное время светло начнем..."
"Прощение обид – самый короткий и надежный путь к спасению", – учит святитель Феофан Затворник. Однако бывает и такое, и довольно нередко, когда ни прощения не хочется просить, ни прощать обидчика. И даже если знаешь, что это нежелание – признак гордости и слабости духовной, но все же самое большее, что можешь сделать – это заставить себя попросить прощения единственно словами, продолжая носить в себе горечь не прощаемой обиды годами. В этом случае, если не возжелать всем нутром избавиться от этой тяжести, не трудиться над собой, не просить помощи у Бога, то можно совершенно отравить свою душу и лишить ее спасения. Здесь опять хочется привести слова святителя Феофана: "Кажется, такая малость требуется: прости – и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость!.. Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, чем прощать".
Что ждет нас за нежелание прощать обиды мы знаем от Самого Господа: "Прощайте и прощены будете". Вывод проще простого: не простим – и нас не простит Господь. У преподобного Ефрема Сирина находим: "Если ты, человек, не прощаешь всякого, согрешающего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя". Мы сами себя наказываем, утяжеляя душу злобой, мучающей нас, отчего слабеет не только наш дух, но и тело, теряющее здоровье. Зачем нам это? Давайте молиться за обидчиков, не день-два, а пока не исчезнет обида! Поверьте, это делание всегда приносит благотворные плоды. Происходит чудо: меняетесь Вы – к лучшему, меняется Ваше отношение к обидчику – к лучшему, меняется сам обидчик по отношению к Вам – тоже к лучшему! Душа обретает покой, мир, радость! Только потрудитесь с верою – и Господь все управит, видя Ваше стремление к добру.
Предлагаем вам стихотворение Валентина Гафта – оно очень близко нашей теме:
Спасибо всем, кто нам мешает,
Кто нам намеренно вредит,
Кто наши планы нарушает
И нас обидеть норовит!
О если б только эти люди
Могли понять, какую роль
Они играют в наших судьбах,
Нам причиняя эту боль!
Душа, не знавшая потери,
Душа, не знавшая обид,
Чем счастье в жизни будет мерить?
Прощенья радость с чем сравнит?
Ну как мудреть и развиваться
Без этих добрых злых людей?
Из ими созданных препятствий
Возникнут тысячи идей,
Наполненных добром и светом!
И повторю я им сто раз:
Спасибо вам за все за это,
Ну что б мы делали без вас!
И, напоследок, приводим вам слова преподобного старца Силуана Афонского: "Мучаемся мы все на земле и ищем свободы, где она. Где прощение грехов, там свобода совести и любовь. Господь хочет, чтобы мы любили друг друга; в этом свобода – в любви к Богу и ближнему".
С началом Великого поста! Простите нас ради Христа!
Игумения Феофания с сестрами