В.В. Каширина
Имя Феофан будущий святитель получил при монашеском постриге, который был совершен в Свято-Духовской церкви Киево-Братского монастыря ректором Киевской Духовной академии Иеремией (Соловьевым) 15 февраля 1841 года. Уходу из мира с древности усвоен образ смерти: прежний человек, живший по обычаям мира, умирает. Родившийся для новой жизни инок получает новое имя. Новопостриженный монах получил и нового небесного покровителя – преподобного Феофана Сигрианского, исповедника, монаха и летописца, жившего в Византии в VIII–IX веках, память которого отмечается 12 марта.
Имя Феофан в переводе с греческого означает «Богом явленный». Неслучайна связь этого имени с названием церковного праздника – Крещения, который в древности назывался «Теофания» – Богоявление, или «Епифания» – явление. Значение имени святого подвижника подчеркивается и в кондаке святителю: «Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многия люди просветил еси, со ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас».
Поистине, святитель Феофан был явлен русскому народу Самим Богом. Церковный иерарх, проповедник, учитель, любвеобильный наставник, величайший церковный ученый, он увенчал свою жизнь подвигом затвора в Вышенской обители.
Как бы испытывая твердость своего намерения, первоначально святитель затворился в своих кельях на время Великого поста 1873 года. А в 1874 году уже окончательно ушел в затвор. В 1875 году, то есть через год после ухода в затвор, святитель дал в письме совет о молитвенном делании в уединении, раскрывая таким образом и свои духовные подвиги: «Минутами уединения надо пользоваться, обращая их исключительно на дело Божие – молитву и Богомыслие. Эти же занятия, коль скоро хоть немного исправно идут, не дадут скучать. Ибо от них источается духовное утешение, которого не может дать ничего на земле».
В вышенском затворе были подготовлены к изданию известные переводческие труды святителя, главным из которых является «Добротолюбие». В затворе святитель вел обширную переписку. Ежедневно ему приходило от двадцати до сорока писем, на которые он писал подробные ответы. В письмах святитель не только давал духовные советы, но и откликался на все значимые церковно-общественные события – обсуждал вопросы перевода Библии на современный русский язык, ход Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, греко-болгарскую схизму и др.
В кельях святителя была устроена небольшая церквица, освященная в честь Богоявления. В этой церквице святитель совершал Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни. В богослужении и молитве, в духовно-научных занятиях проходила жизнь затворника. В одном из писем из вышенского затвора святитель писал: «Молитва – проба всего; молитва – и источник всего; молитва – и двигатель всего; молитва и направитель всего. Коль скоро молитва исправна, все исправно…»
По воспоминаниям современников, церковка «находится около западной стены второй комнаты преосвященного и занимает пространство в 4 арш. шириною в 8 ½ арш. длиною, отделенною досчатою, не доходящею до потолка перегородкою. В этой перегородке находится ведущая в церковку дверь, скрытая под большою и плотною занавескою. В длину церковка также не доходящею до потолка занавескою разделена на две неравные части. Меньшая часть, в которую ведет дверь, представляет из себя трапезу. Здесь у стены находится помещение для риз, облачения и другой церковной утвари. В другой большей части, по средине, находится престол длиною и шириною в 1 аршин и высотою в 1 ½ арш. Налево, в углу, расположен небольшой жертвенник. Пред престолом, в окне, во всю величину окна, находится «Распятие», писанное на полотне покойным служителем этого престола. В окне, с левой стороны престола такой же величины «Богоявление Господне», тоже кисти епископа Феофана. На стенах церковки развешаны разные иконки, большинство которых писано рукою святителя. На жертвеннике стоит потир, дискос, лжицы. Все это миниатюрно. Рассчитано на весьма ограниченное число причащающихся, каковых всегда был только один совершитель таинства – почивший епископ. На особом столике, недалеко от престола, сложены панагии и четки. Из панагий чаще других употреблялась панагия, вырезанная из кипариса самим епископом, с изображением Нерукотвореного лика Спасителя… Облачения и церковная утварь прекрасны и многочисленны. Все это дар благочестивых почитателей молитвенника Божия…»
После многих лет запустения церквица была вновь освящена в июне 2010 года и с этого времени в ней стали проходить богослужения. А в кельях святителя был открыт музей, который позволяет немного соприкоснуться с подвигом затвора.
При жизни святителя свидетелем его ежедневных духовных подвигов был его верный келейник – монах Евлампий, который находился рядом с подвижником на протяжении двадцати семи лет. Кроме келейника, святитель принимал лишь настоятеля пустыни архимандрита Аркадия и духовника игумена Тихона.
Отец Евлампий жил на первом этаже, под покоями святителя. И каждый день по особому условному стуку являлся из своей комнаты к владыке, чтобы подать ему чашку кофе и обед, который в скоромные дни состоял из одного яйца и стакана молока. В четыре часа вечера приносил чашку чая. В обязанности келейника входило и приготовление всего необходимого к совершению святителем Божественной литургии в келейной церквице.
По Промыслу Божиему святитель почил в праздник Богоявления, который он особо чтил в течение всей своей жизни. Преподобный Варсонофий Оптинский писал:
В великий светлый день Богоявленья
Призвал Господь избранного раба
В небесные и вечные селенья,
Исполнил он свое предназначенье;
Окончилась великая борьба!
Накануне праздника Богоявления, чувствуя слабость, владыка попросил своего келейника помочь ему пройтись по комнате. На другой день отслужил Божественную литургию, выпил чай, но к обеду не давал условного знака долее обыкновенного. Отец Евлампий, заглянув в рабочий кабинет святителя и увидев, что он сидит и что-то пишет, не захотел его беспокоить. Около двух часов пополудни епископ Феофан попросил обед. Не слыша стука к вечернему чаю, келейник в пятом часу вечера заглянул в комнату вышенского затворника. Тихо подойдя к койке, келейник увидел, что святитель мирно почил о Господе... На столике около кровати лежала открытая книжка журнала «Душеполезного чтения».
Когда почившего облачали в погребальные одежды, присутствовавшие иноки стали свидетелями появившейся на его лице улыбки, и таким образом подтвердились слова, некогда написанные самим святителем: «В час смерти в сознании чередой проходят деяния жизни, отражая в очах и лице умирающего или утешение, или сокрушение соответственно представляющимся делам».
Святитель Феофан скончался 79-летним старцем, не дожив четырех дней до своего 80-летия.
Три дня гроб с телом покойного стоял в церквице в кельях святителя и три дня в соборе – и тление не коснулось его. Попрощаться с вышенским подвижником шли многочисленные богомольцы: иные – за двести, иные – за триста верст. В поэме С.О. Никулиной «Епископ Затворник – святой Феофан» об этом написано так:
Шли богомольцы к погребению…
Людей невиданный поток!
С тех пор для многих утешением
Стал этот райский уголок.
Для совершения чина погребения 24 января из Тамбова прибыл епископ Тамбовский и Шацкий Иероним (Экземплярский). На следующий день после Божественной литургии было совершено погребение в Казанском соборе монастыря.
Со временем на месте захоронения святителя было установлено надгробие, которое было сделано на народные деньги и на котором было высечено изображение самых известных книг святителя: «Добротолюбия», «Толкования апостольских посланий», «Начертания христианского нравоучения».
Почитание святителя было поистине всенародным. Еще не прославленного, его чтили верующие люди, просили его помощи, ставя его портрет в красный угол вместе с иконами угодников Божиих.
На Поместном соборе Русской Православной Церкви, посвященном 100-летию крещения Руси, который проходил в 1988 году в Троице-Сергиевой лавре, святитель Феофан вместе с сонмом русских святых был причислен к лику святых. И теперь мы обращаемся к вышенскому подвижнику как к великому святому, имеющему особое предстательство у Престола Божиего.
Дни памяти святителя Феофана с особым торжеством и молитвенным подъемом проходят на благословенной Выше, где ныне святитель почивает своими святыми мощами. В многочисленных книгах и письмах, отвечая на вопросы о духовной жизни, святитель четко определил путь ко спасению и цель христианской жизни: «Последняя цель человека – в Боге, в общении или живом союзе с Богом. Потому-то сердце наше и бывает довольно только тогда, когда обладает Богом и бывает обладаемо от Бога. Ничто, кроме Бога, не успокаивает его».
18 января 2022 (сайт Монастырский вестник)