Сословие священнослужителей, как и остальные сословия в дореволюционной России, в основе своей было наследственным. На протяжении десятков лет представители одного рода служили в церквах одного уезда или одной губернии. Чаще всего происходило так: сын священника, окончив духовную семинарию и перед принятием сана женившись на поповне, наследовал со временем приход своего тестя.
Семьи священников были, как правило, многодетными и в силу этого небогатыми, трудовыми. Дети, рожденные в духовном звании, в среде, чуждой пороков и соблазнов, не развращенной барством и не подавленной рабством, отличались здоровьем душевным, да обычно и физическим. Существенно и то, что духовенство было в России единственным сословием, имевшим право на бесплатное (и очень неплохое) образование: сыновья священников обучались в семинариях, а дочери — в женских епархиальных училищах.
Иллюстрация: Студент. Н.А. Ярошенко, 1881 г.
Из поколения в поколение эти люди занимались одним и тем же: вели богослужение (что требует знания наизусть сложных текстов), проповедовали (здесь необходимы литературные и ораторские способности), исповедовали (для чего нужно было хорошо понимать человека, т. е. быть психологом), были регентами церковных хоров, учили детей в церковно-приходских школах. Наверное, накапливались в этом сословии какие-то устойчивые признаки. Например, любовь к публичным выступлениям, склонность к морализаторству, интерес к человеческой душе. Когда сегодня человек понимает, что это в каком-то смысле наследственное, он начинает терпимее относиться к качествам, которых до этого, возможно, отчасти стыдился. Не нужно изживать эти способности. Нужно найти способ их применения.
Детей священников слободы Решмы отправляли учиться в Костромскую духовную семинарию.
Курсистка. Н.А. Ярошенко, 1880 г.
Открытие и становление Костромской семинарии (1747-1760 гг.)
Появление первых духовных семинарий в России, т.е. школ по подготовке духовенства, было прямым следствием петровских преобразований начала XVIII века. В центрах епархий в это время семинарии возникали одна за другой. Образование в 1744 году самостоятельной Костромской епархии предопределило появление епархиальной духовной семинарии и здесь. Рождение семинарии в Костроме во многом было личной заслугой второго костромского архиерея – епископа Сильвестра (Кулябки). Преосвященный Сильвестр — высокообразованный украинец, выпускник, а позднее ректор Киевской духовной академии, поставил вопрос о создании епархиальной духовной школы с самого своего прибытия в Кострому в ноябре 1745 года.
На пути создания школы встало немало всяческих трудностей, но тяжелее всего оказалось набрать среди сыновей местного духовенства ее будущих учеников. Духовенство, отчасти из косности, а отчасти из въевшегося со времен Петра I страха перед всевозможными мобилизациями, не спешило отдавать своих детей в учебу. Вследствие этого епархиальное начальство нашло вынужденным разослать из консистории приказных и сторожей для набора в школу детей духовного звания. Но и эта мера имела небольшой успех, потому что при появлении консисторского рассыльного отцы укрывали своих детей, говоря, что они находятся в бегах. Когда же случалось мальчику попадаться в руки рассыльного и надобно было его провожать в школу, тогда родители и родственники и особенно матери увозимого, выразимся словами Несторовой летописи, «плакахуся по нем, аки по мертвому плакахуся».
И вот осенью 1747 года в древнем Ипатьевском монастыре открылась первая на костромской земле духовная школа, и, как писалось впоследствии в одном из документов, «…заблистал свет духовного просвещения для целого обширного края». В «епаршеской» школе, как первоначально называли семинарию, приступили к занятиям около 20 учеников. Они обучались азбуке, Божьим заповедям, часослову, Псалтири, церковному уставу и нотному пению. С самого возникновения школы в ней начали изучать латинский язык. К сожалению, школа в Ипатьевском монастыре просуществовала только три года. Летом 1750 года Преосвященный Сильвестр был переведен в Петербург, где в сане архиепископа он возглавил Петербургскую епархию.
Лишь весной 1753 года был назначен в Кострому новый архиерей – епископ Геннадий (Андреевский). При нем духовная школа была перенесена почти к центру города, в помещения пустующего к тому времени небольшого Симеоновского монастыря, стоявшего вблизи места возникновения Костромы. 19 октября 1754 года семинария, насчитывавшая тогда 30 учеников, возобновила свою работу на новом месте. Окончательное становление духовной семинарии связано с именем епископа Дамаскина (Аскаронского), возглавившего Костромскую епархию в 1758 году. Образованный украинец, бывший ранее ректором Новгородской духовной семинарии, он так много сделал для семинарии в Костроме, что, по мнению историков, может считаться даже «настоящим ее основателем». Сразу же по приезде в Кострому владыка Дамаскин распорядился перевести семинарию за город к небольшому Спасо-Запрудненскому монастырю, основанному в XIII веке на месте явления Феодоровской иконы Божией Матери, главной святыни костромского края. На новое место семинария перебралась из города в 1760 году. Здесь, на Запрудне, она пробыла около полувека, и «запрудненский» период занимает в истории семинарии совершенно особую роль. Это был период ее окончательного становления, период роста, период формирования традиций. Именно тогда в семинарии наряду с латынью стали изучать греческий и древнееврейские языки, а затем – французский. В начале XIX века в семинарии было введено изучение медицины. Конец запрудненского периода в истории семинарии совпал с грозными событиями 1812 года, когда в Россию вторглась французская армия. В начале боевых действий, когда стали формироваться народные ополчения, в их ряды вступило 25 учеников семинарии. Судя по всему, большинство семинаристов-ополченцев погибло зимой 1812-1813 гг., разделив общую участь большей части костромского ополчения. В декабре 1813 года в семинарии вспыхнул пожар, уничтоживший учебный корпус.
Семинария в Богоявленском монастыре (1814-1847 гг.)
Семинария перебралась в Богоявленский монастырь в 1814 году и пробыла в его стенах тридцать три года. Конец пребыванию семинарии в Богоявленском монастыре положила та же причина, что и изгнала семинарию с Запрудни. Страшный пожар в начале сентября 1847 года, испепеливший чуть не всю Кострому, нанес страшный ущерб и Богоявленскому монастырю, в котором сгорела большая часть зданий, где размещалась семинария. Монастырь вскоре было решено упразднить.
Семинария в соборном доме (1847-1866 гг.)
Соборные дома были построены в конце XVIII века на склоне бывшего кремлевского холма Костромы, вблизи кафедральных Успенского и Богоявленского (зимнего) соборов. В доме, куда была переведена семинария, с 1814 года уже находилось Костромское духовное училище, образованное после пожара на Запрудне из младших классов семинарии.
Семинария на верхней набережной (1866-1918 гг.)
Только в 1866 году епархии и епископу Платону (Фивейскому) удалось купить у купцов Стригалевых несколько зданий, стоявших на берегу Волги, на улице Верхней Набережной (в 1925 году улица Верхняя Набережная была переименована в улицу 1-го Мая.).
В Списке воспитанников Костромской духовной семинарии в 1762-1815 г.г. (составитель Г. Брезгина. Краеведческий альманах «Костромская земля», выпуск 7. Сайт https://forum.vgd.ru/1405/100448) можем найти имена священников слободы Решмы и села Нагорного.
I. Список решемцев - воспитанников Костромской духовной семинарии в бывшем Спасо- Запрудненском монастыре 1802—1808 г.г.
Кастальев Евгений Федорович (?- 13.12.1808 г.) – сын священника Рождественской церкви слободы Решма Лухского духовного правления Кинешемской округи Федора Иванова Кастальева. В 1808 г. ученик богословия Костромской духовной семинарии, умер.
II. Список решемцев -воспитанников Костромской духовной семинарии в бывшем Спасо- Запрудненском монастыре 1809 год.
Белугин Андрей (1786-1818 гг) – 1809 священник Христорождественской церкви слободы Решма Лухского духовного правления Кинешемской округи.
Парийский Василий Петрович (1787 -?) сын дьякона Христорождественской церкви слободы Решма Лухского духовного правления Петра Дмитриева Парийского.
Яхонтов Павел Иванович (1790--?) сын дьякона Христорождественской церкви слободы Решма Лухского духовного правления Ивана Григорьева Яхонтова. С 1813 г. и в 1815 г. священник, в 1834г. - протоиерей Цареконстантиновской церкви города Костромы.
Выпускники, окончившие неполный курс обучения:
Яхонтов Василий Иванович (1797 - ?) сын дьякона Христорождественской церкви слободы Решма Лухского духовного правления Ивана Григорьева Яхонтова. Ученик поэзии Костромской духовной семинарии. В октябре 1812 года поступил в ополчение. В 1814 году поступил в светское звание.
III. Список решемцев - воспитанников Костромской духовной семинарии в бывшем Спасо- Запрудненском монастыре 1813 год.
Кудрявцев Иван Матвеевич (1791-?) сын священника Зосимо-Савватиевской церкви села Ураково Лухского духовного правления Кинешемской округи Матвея Михайлова Кудрявцева. С 1813 года священник Воскресенской церкви села Нагорное, что при слободе Решме Лухского духовного правления Кинешемской округи. С 1832 года и в 1840 году - священник Рождественской церкви села Сокольское Лухского духовного правления Юрьевецкой округи.
IV. Список решемцев - воспитанников Костромской духовной семинарии в Богоявленском мужском монастыре 1815 год.
Орлов Стефан Федорович (1797- ?) сын священника Христорождественской церкви слободы Решмы Лухского духовного правления Кинешемской округи Федора Иванова Орлова. В 1809 году ученик грамматики (синтаксимы) в Костромской духовной семинарии. В 1812 году ученик риторики Костромской духовной семинарии. В 1815 г. обучался в Костромской духовной семинарии. В 1820 году окончил Московскую духовную академию, поступил в монашество с именем Сергий.