«Постное время светло начнем» – взывает святая Церковь при наступлении Великого поста и в целом ряде умилительных песнопений призывает нас радоваться тому, что «прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков» (стихира в 1-й день поста), ибо «преблагословенна благодать всечестнаго поста» (седален во вторник).
В то же время святая Церковь напоминает нам, что истинный пост состоит не в одном только телесном воздержании: пост, «приятный и благоугодный Господеви» – это «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления» (стих. в понедельник 1-й седмицы поста).
Перед самым наступлением Великого поста – в Неделю Сыропустную – св. Церковь приводит нам на память грехопадение наших прародителей Адама и Евы и изгнание их из рая, то есть потерю ими того райского блаженства, для которого они были созданы. Это скорбное воспоминание объясняет нам, для чего нужен пост.
Мы унаследовали от наших прародителей поврежденную грехом природу, а потому и сами грешим – грешим так же, как и они, непослушанием Богу и невоздержанием, увлекаясь всевозможными страстями и пороками, душевными и телесными. Мы не здоровы, а больны, а какой больной не хотел бы выздороветь? Вот св. Церковь и идет нам навстречу, предлагая нам «курс лечения» – святой пост. Через добровольно принимаемый на себя подвиг поста, подвиг послушания и воздержания, мы можем снова восстать и возвратить себе потерянное райское блаженство. Пользу от поста, как могущественного средства освобождения от гнетущей нас греховности, может испытать каждый.
Множество примеров постного подвига дает нам Ветхий Завет. Новый Завет точно так же утверждает важность и необходимость поста. Великим постником был Предтеча Господень св. Иоанн Креститель. Сам Господь Иисус Христос перед выходом Своим на общественное служение человеческому роду, удалившись в пустыню, сорок дней и ночей провел в посте. Во время Своей Нагорной проповеди Он дал наставления, как следует поститься: не для похвалы человеческой, а для Бога (Матф. 6, 17-18). Объясняя Своим ученикам, почему они не могли изгнать беса из приведенного к ним отрока, Господь указал на пост, как на необходимое средство в борьбе с темной бесовской силой: «сей род не исходит токмо молитвою и постом» (Матф. 17, 21).
Постились святые апостолы, отцы Церкви и все великие подвижники христианского благочестия. Они оставили нам множество замечательных наставлений о пользе, важности и необходимости поста, имеющего огромное значение в деле Богоугождения и нашего духовного преуспеяния. Святитель Василий Великий учил о посте: «Соблюдайте заповедь о посте, почтите седины поста, ибо он так же стар, как род человеческий». Изречение св. Иоанна Златоуста: «Постящийся легок, глубоко внимателен, молится трезвенно, лукавые вожделения погашает, умилостивляет Бога и горделивую душу смиряет».
«Пост – колесница, возносящая на небо, – учил преп. Ефрем Сирин, – пост – доброе предохранение души, надежный сожитель телу. Пост – оружие доблестным, училище подвижников. Пост – путь к покаянию». Таких святоотеческих свидетельств можно привести беcчисленное множество.
Ничего мрачного, как это кажется некоторым, подвиг поста собой не представляет. Наоборот, правильно проводимый, по уставам Церкви, пост дает необыкновенную духовную легкость и ни с чем земным несравнимую радость. Он дает здравие душе и телу. Не случайно при наступлении Великого Поста святая Церковь радуется и ликует, указывая нам в нем славное поприще борьбы с грехом вплоть до окончательной победы над ним. И всякий, кто понимает это, не может не радоваться при наступлении поста, ибо пост, по образному выражению наших церковных песнопений, есть как бы весна для наших душ. Великий Пост – время духовной отрады для всех кающихся грешников, для всех истинных христиан, возненавидевших фарисеев «гордынный глас» и ревнующих мытаревой «благоумиленной молитве»: «Боже, милостив буди мне грешнику!»
Не будем же лишь внешним образом «отбывать» пост, не забудем, что он состоит не только в отказе от скоромной пищи: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне… да приимем от Христа Бога велию милость» (стихира в среду 1-й седмицы). И как ежегодно проводимый нами Великий пост приводит нас к светлой радости Христова Воскресения, так и жизнь каждого из нас, если мы добровольно и охотно уподобляем ее великопостному подвигу, приведет нас в свое время к преславному воскресению из мертвых, к оправданию на Страшном Суде Божием и к вечной нескончаемой радости в блаженных чертогах райских.
В то же время святая Церковь напоминает нам, что истинный пост состоит не в одном только телесном воздержании: пост, «приятный и благоугодный Господеви» – это «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления» (стих. в понедельник 1-й седмицы поста).
Перед самым наступлением Великого поста – в Неделю Сыропустную – св. Церковь приводит нам на память грехопадение наших прародителей Адама и Евы и изгнание их из рая, то есть потерю ими того райского блаженства, для которого они были созданы. Это скорбное воспоминание объясняет нам, для чего нужен пост.
Мы унаследовали от наших прародителей поврежденную грехом природу, а потому и сами грешим – грешим так же, как и они, непослушанием Богу и невоздержанием, увлекаясь всевозможными страстями и пороками, душевными и телесными. Мы не здоровы, а больны, а какой больной не хотел бы выздороветь? Вот св. Церковь и идет нам навстречу, предлагая нам «курс лечения» – святой пост. Через добровольно принимаемый на себя подвиг поста, подвиг послушания и воздержания, мы можем снова восстать и возвратить себе потерянное райское блаженство. Пользу от поста, как могущественного средства освобождения от гнетущей нас греховности, может испытать каждый.
Множество примеров постного подвига дает нам Ветхий Завет. Новый Завет точно так же утверждает важность и необходимость поста. Великим постником был Предтеча Господень св. Иоанн Креститель. Сам Господь Иисус Христос перед выходом Своим на общественное служение человеческому роду, удалившись в пустыню, сорок дней и ночей провел в посте. Во время Своей Нагорной проповеди Он дал наставления, как следует поститься: не для похвалы человеческой, а для Бога (Матф. 6, 17-18). Объясняя Своим ученикам, почему они не могли изгнать беса из приведенного к ним отрока, Господь указал на пост, как на необходимое средство в борьбе с темной бесовской силой: «сей род не исходит токмо молитвою и постом» (Матф. 17, 21).
Постились святые апостолы, отцы Церкви и все великие подвижники христианского благочестия. Они оставили нам множество замечательных наставлений о пользе, важности и необходимости поста, имеющего огромное значение в деле Богоугождения и нашего духовного преуспеяния. Святитель Василий Великий учил о посте: «Соблюдайте заповедь о посте, почтите седины поста, ибо он так же стар, как род человеческий». Изречение св. Иоанна Златоуста: «Постящийся легок, глубоко внимателен, молится трезвенно, лукавые вожделения погашает, умилостивляет Бога и горделивую душу смиряет».
«Пост – колесница, возносящая на небо, – учил преп. Ефрем Сирин, – пост – доброе предохранение души, надежный сожитель телу. Пост – оружие доблестным, училище подвижников. Пост – путь к покаянию». Таких святоотеческих свидетельств можно привести беcчисленное множество.
Ничего мрачного, как это кажется некоторым, подвиг поста собой не представляет. Наоборот, правильно проводимый, по уставам Церкви, пост дает необыкновенную духовную легкость и ни с чем земным несравнимую радость. Он дает здравие душе и телу. Не случайно при наступлении Великого Поста святая Церковь радуется и ликует, указывая нам в нем славное поприще борьбы с грехом вплоть до окончательной победы над ним. И всякий, кто понимает это, не может не радоваться при наступлении поста, ибо пост, по образному выражению наших церковных песнопений, есть как бы весна для наших душ. Великий Пост – время духовной отрады для всех кающихся грешников, для всех истинных христиан, возненавидевших фарисеев «гордынный глас» и ревнующих мытаревой «благоумиленной молитве»: «Боже, милостив буди мне грешнику!»
Не будем же лишь внешним образом «отбывать» пост, не забудем, что он состоит не только в отказе от скоромной пищи: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне… да приимем от Христа Бога велию милость» (стихира в среду 1-й седмицы). И как ежегодно проводимый нами Великий пост приводит нас к светлой радости Христова Воскресения, так и жизнь каждого из нас, если мы добровольно и охотно уподобляем ее великопостному подвигу, приведет нас в свое время к преславному воскресению из мертвых, к оправданию на Страшном Суде Божием и к вечной нескончаемой радости в блаженных чертогах райских.