среда, 29 августа 2018 г.

Успение Божией Матери

Фотографии
Успение Божией Матери – престольный праздник Дуниловского Успенского монастыря, колыбели нашего монашества, alma mater духовного научения, в котором мы прожили четырнадцать лет. В связи с этим праздником мне часто вспоминается один из далеких августовских вечеров в том монастыре , когда мы, новоначальные насельницы, не прожившие еще и года в обители, несли послушание в трапезной. Ужин уже прошел, все разошлись по кельям, и наша уборка подходила к концу. Тут появилась послушница Аня с нотами: в то время она была регентом левого клироса. Попросила нас подпеть ей. Мы, конечно, отнекивались, так как нотной грамоты не знали и петь не умели. Но Аня деликатно нас уговорила, и вот тогда мы впервые услышали и даже пытались пропеть светилен к Успению Божией Матери, киевский его распев. С тех пор я в него влюбилась навсегда. И все годы жизни в Успенском монастыре во время праздничного богослужения на Успение с нетерпением ожидала, когда сестры запоют: "Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже мой, приими дух Мой".

Мне казалось, что это невыразимо нежное пение пронизывает все мое существо и я слышу его не столько внешним, сколько внутренним слухом. И сам праздник Успения нежен и прекрасен благоговейным богослужением, исполненным таинственным ощущением иного мира, белоснежными цветами у Плащаницы Божией Матери, светлым перезвоном колоколов при Ее Погребении, прощальной синью августовского неба…

По преданию, Пресвятая Богородица после своего благословенного Успения явилась апостолам со словами: "Радуйтесь! Я с вами – во все дни!". Ее называют Игуменией Святой Горы, а в одном из акафистов, посвященных Матери Божией, есть такие слова: "Радуйся, Преславная Игумения всех святых обителей!". И посему – радуйся, святая Успенская обитель, радуйся обитель преподобного Макария! Радуйтесь все святые православные обители – Господь и Матерь Божия с вами!

Слава Богу за все!

Игумения Феофания с сестрами