С благословения Святейшего Синода, по особым ходатайствам Преосвященнейшаго Епископа Евгения, летом текущего года в епархии совершено два крестных хода: а) с 22 по 26 мая – в пределах 4-го Кинешемскаго благочинническаго округа и б) с 4 по 6 июня – в пределах 2-го Буйскаго и 8 и 9 Костромских благочиннических округов. Оба хода имели миссионерский характер.
К участию в первом крестном ходе, кроме духовенства 4 Кинешемскаго округа, были приглашены: Костромской Епархиальный миссионер-проповедник священник Алексей Диаконов, настоятель Лухскаго Тихонова монастыря архимандрит Пахомий, настоятельница Решемскаго женскаго монастыря игумения Досифея и о. о. благочинные соседних округов: 4 Юрьевецкаго – священник Николай Аполлов, 3 Юрьевецкаго – протоиерей Иоанн Шелутинский, единоверческих церквей Кинешемскаго уезда протоиерей Иоанн Остроумов, 7 Кинешемскаго – протоиерей Алексей Князев и 1 Кинешемскаго – протоиерей Иоанн Альтовский.
Крестный ход вышел из Решемскаго монастыря в 12 часов дня 22 мая. Ясный майский день благоприятствовал ему. В церкви слободы Решмы ход был встречен священником Иоанном Нарбековым, сказавшим сердечную речь. В массе народа стройными рядами шли близ икон девочки-беженки, ученицы эвакуированной Вировской школы. Могучий хор священноцерковнослужителей пел тропарь Заступнице Усердной. За ними, опираясь на посох, шла Игумения Досифея. На площади села Нагорнаго о. Благочинным, священником Михаилом Ширяевым, было сказано слово о молитве в день брани, как об оружии на врага. В попутных деревнях совершались молебны. Дома были украшены зеленью, а деревья около домов – увешаны полотенцами и платками различных цветов; улицы – чисто выметены. Пред каждой деревней ход встречали два старца с иконою и хлебом-солью. Священник, шедший впереди хода, благословлял их и кропил святою водою. Крестьяне – православные и старообрядцы – молились усердно. Много было пролито слез умиления..., слышались непрестанные воздыхания.
Когда ход приблизился, около 6 часов вечера, к с. Пенькам, там уже стояли с хоругвями и иконами пришедшие с крестным ходами из с. с. Дебова, Зобнинскаго, Бахарева и Шилекши. Здесь присоединилась древняя икона преподобнаго Тихона, Лухскаго Чудотворца, сопровождаемая иеромонахом Павлом. Солнце склонилось к западу. Тысячи народа стояли кругом. Сделалась благоговейная тишина. И вот, полилось тихое задушевное слово священника Константина Успенскаго. У многих – и священнослужащих и богомольцев – от этого слова явились слезы на глазах. То был задушевный вопль к Владычице Богоматери, выражение скорби наболевшей души пастыря за своих пасомых. Умилительное пение: "Под Твою милость" последовало за этим словом, глубоко тронувшим всех присутствовавших. В храме с. Пеньков была совершена всенощная, во время которой отец Благочинный сказал слово о Покрове Божией Матери над Россией в тяжелую годину испытаний. На литию и полиелей выходило 12 священников. На правом клиросе пел хор сестер Решемской обители, на левом – диаконы и псаломщики. В храме в числе молящихся была семья Л., старообрядцев-австрийцев, тех самых, у которых в прошедшем году сгорела сушилка с несколькими сотнями валяных сапог в ту самую ночь, накануне которой некоторые члены семьи Л. резко неуважительно отозвались о крестном ходе, бывшем в этой местности в минувшем году. Теперь эта семья проводила крестный ход до самого села Шилекши, быв участниками хода весь день 23 мая. С 6 часов утра в Пеньковском храме была совершена Литургия в том же составе священнослужителей, что и всенощное бдение. За литургией о. Епархиальный Миссионер сказал поучение о том, что раздор с Церковью, от котораго произошел наш печальный раскол, не приводит к спасению, которое всем должно быть дорого; если православные и старообрядцы рядом друг с другом умеют умереть за Царя и родину, то неужели они, братья друг другу – сыны Великой России, не найдут одного общего пути к Царю Небесному и не сумеют вместе, тесно сомкнутыми рядами, вступить в борьбу с врагом нашего спасения – диаволом, желающим разъединить единокровных братьев на почве хотя бы обряда? По окончании Литургии, около 8 часов утра, совершено обхождение храма с литией.
По выходе из с. Пеньков крестный ход развернулся, можно сказать, во всем своем величии. Погода была прекрасная. Везде чувствовалось праздничное настроение. Крестьяне прекратили работы по собственному почину. В массе сопровождавших крестный ход было много старообрядцев. Подошли к селу Дебову. Оно утопало в зелени. На месте встречи хода возвышалась чудная арка, убранная цветами; с высокой кафедры местный священник Александр Лебедев сказал приветственную речь; а церковный староста приветствовал ход низким поклоном, держа в руках хлеб–соль. По совершенном здесь молебне о. Епархиальный Миссионер произнес поучение о том, что все герои, сражающиеся с коварным врагом, нуждаются в наших молитвах.
После краткаго отдыха ход направился к селу Зобнинскому, заходя по приглашению в деревни. Не смотря на большой дождь, народ все прибывал и прибывал, деревни везде были украшены. В Зобнинском собралось столько богомольцев, что молебен служили и в храме, и на открытом воздухе – в церковной ограде. О. Епархиальный Миссионер предложил беседу о том, что среди святынь крестнаго хода имеется из Решемской обители икона святителя Ермогена с частицей его св. мощей; этот великий православный патриарх России, котораго почитают и старообрядцы, не учил разделению, а, наоборот, из темницы Чудова монастыря звал верных сынов России к единению; они его послушались, и наше отечество было спасено от грознаго врага и тяжелых испытаний. По сообщению местнаго священника, в Зобнинское приходило много старообрядцев-австрийцев из Вишни.
В 7 часов вечера ход направился к селу Шилекше. На пути, когда проходили деревнями Козлихой и Ширяихой, зараженными старообрядчеством по австрийскому священству, примыкало много старообрядцев. В Козлихе о. Епархиальным Миссионером было сказано в поучение, между прочим, о том, как отрадно, что некоторые, считающие себя старообрядцами, в этом ходе подложили свои плечи для несения святынь. После поучения один благообразный старец подошел к кружке, куда спускали деньги на масло к Решемским иконам, и опустил туда свое приношение. Это был старообрядец-австриец. О. Епархиальный Миссионер решительно направился к нему, поздравил его с великим торжеством и, осенив его напрестольным крестом, велел приложиться к нему. Старец мгновение поколебался, но, услышав, что миссионер желает ему "добраго здоровья и душевнаго спасения", сказал, что последняго-то он особенно и желает, и с этими словами приложился к кресту. Долго шел этот старец за иконами и усердно молился. – В деревне Ширяихе о. Епархиальный Миссионер предложил беседу о том, что старообрядческое упорство и противление особенно печально потому, что оно покоится на нежелании узнать истину и сознаться, что ушедшие из Церкви лишаются права на спасение, и нашим старообрядцам грозит такая же опасность.
Поздно вечером пришли в Шилекшу. Здесь ход был встречен соединенными крестными ходами сел Лучкина и Филяй. В храме, переполненном богомольцами, было отслужено всенощное бдение, окончившееся в 12 ½ часов ночи. Отец Благочинный произнес поучение. 24 мая в Шилекшинском храме была отслужена Литургия собором 12 священников. О. Епархиальным Миссионером сказано поучение на текст : "Кто разорит храм Божий, того покарает Бог…, а этот храм – вы" (1 Кор. III, 17). Отец Миссионер разъяснил, что у старообрядцев, не имеющих святых таинств, храм Божий разорен, и – страшно становится – их покарает Бог. – Большой храм с. Шилекши и вся ограда были полны молящимися. Красота и торжественность богослужения наполнили души богомольцев глубоким умилением и святым восторгом.
В 9 ½ часов утра ход двинулся к с. Лучкина Юрьевецкаго уезда. В деревне Шимосской он был встречен крестными ходами из сел Батман и Берегова. В Лучкине о. Николай Касторский сказал прочувственное приветствие, а о. Миссионер слово о том, что Пресвятая Владычица Богородица обещала всегда пребывать с нами; вот и сейчас среди нас, слышит наши молитвы, видит все нужды; постараемся поближе подойти к Ней и раскрыть пред Ней всю нашу душу. – Отсюда отошли обратно в свои церкви крестные ходы сел Зобнинскаго и Бахарева. – За Лучкиным следовала деревня Кузнечиха. Среди жителей этой деревни возникла прекрасная мысль увековечить память о 300-летнем юбилее славнаго царствования Дома Романовых сооружением в деревне памятника. Это дало о. Миссионеру повод сказать здесь поучение о том, что Царствующий Дом Романовых находится под особым покровом Пресвятой Богородицы. Далее следовала большая и богатая деревня Лагуниха. Здесь взору шедших в крестном ходе представилось, между прочим, следующее. Едва крестный ход показался из-за околицы, народ стал ближе подходить к поставленному для молебна столу. В толпе тут же протискивается местная влиятельная раскольница, женщина пожилых лет, неся в руке пучок желтых восковых свеч; она кладет их на стол и отходит; через короткое время она опять приходит, приносит несколько штук своего домашняго сдобнаго печенья и кладет их на стол, а затем снова теряется в толпе. Говорили, что она вместе с некоторыми другими раскольниками, жителями Лагунихи, хотя и робко, но все-таки приняли участие в общей молитве. В Лагунихе о. Миссионер беседовал приблизительно так: "Говорят, что здесь есть раскольники, но этому не могу поверить, так как люди не согласятся сознательно запачкать свою одежду; здесь могут быть только или невольно заблуждающиеся, или, пожалуй, невежественные, люди, которые постараются стряхнуть с себя всякую грязь, когда особенно зовут к тому самыя события и в страшную годину испытания подойдут туда, где течет неоскудеваемый источник благодати. Раскол – это грязное пятно; на организме и в организме Церкви он не может быть и жить, потому что Церковь без пятна или порока".
Прибыли в с. Филяй. Местный священник о. Елеазар Константинов сказал приветственную речь. Здесь присоединился крестный ход из с. Семеновскаго, 3-го Юрьевецкаго округа, который и сопровождал общий ход до с. Новопокровскаго.
За три версты до села Новопокровскаго, в приходскую деревню Семенково, вышел навстречу крестный ход из единоверческой церкви названнаго села с прихожанами. Ревнители древляго благочестия слились всею своею массою с общим крестным ходом в молитвенных воздыханиях. Объятый духовным восторгом от виденнаго, о. Благочинный поднялся на высокое место и приветствовал церковь Новопокровскую и ея настоятеля словами Спасителя о любви: "По сему узнают все, что вы – ученики Мои, если будете иметь любовь между собою"; эта христианская любовь, – говорил о. Благочинный, – соединила нас сегодня для общей молитвы в трудную годину нашего Отечества. Крепко облобызался пастырь церкви единоверческой с пастырями – участниками крестнаго хода. Затем единоверцы выразили желание пропеть молебен по своему чину, на что последовало полное согласие. – В деревне Кобылине, близ села Новопокровскаго, единоверческий священник о. Михаил Васильевский сказал задушевное слово, в котором охарактеризовал настоящий величественный ход, как особую милость Божию, посетившую весь Новопокровскую. Духовенство немного отдохнуло у гостеприимнаго пастыря, и в 8 часов вечера крестный ход направился к селу Батманам. Единоверцы провожали до деревни Горок. В этой большой деревне (около 40 домов) оказался один православный, и ради его просьбы крестный ход зашел сюда. Здесь о. Миссионер предложил беседу, в которой развил ту мысль, что напрасно судят и утверждают, будто Православная Церковь унижает, проклинает и гонит Иосифовский обряд; доказательство противнаго – налицо: единоверцы, принимающие старый обряд, вошли в общую молитвенную семью настоящаго крестнаго хода, молились и молятся сейчас вместе с православными. – В следующей деревне – Вахутках, где старообрядцы составляют большую часть жителей, о. Миссионер сказал поучение о том, что горнило страданий очищает, и страдания сглаживают неровность вероисповедных недоразумений и несогласий; теперь не редкость встретить, что старообрядцы просят молитв православных пастырей о своих дорогих воинах; это – великий шаг к единению и к исполнению заповеди Христовой о любви.
В с. Батманы пришли поздно вечером, и всенощное бдение здесь началось в 11 часов. Все участники крестнаго хода крайне утомились от трудов жаркаго дня. Но множество народа, радостное духовное настроение встречавших, изящно убранная зеленью и цветами обширная Батмановская церковь – все это дало силы духовенству неспешно служить всенощное бдение, окончившееся после двух часов ночи. Не смотря на столь позднее время, обширный храм был полон молящихся. О. Благочинный сказал слово против увеселений в настоящие дни и наживы, положив в основание историю усекновения главы Иоанна Предтечи. – На следующий день, 25 мая, Литургия была отслужена собором 12 священников при 3 диаконах. О. Миссионер сказал поучение по содержанию беседы Иисуса Христа с самарянкой, что никого не следует считать нечистым (иудеи таковыми считали самарян), и нужно помнить, что не во внешнем исполнении обрядов заключается дух и смысл христианскаго Богопочитания. Для совершения благодарственнаго молебна по случаю дня рождения Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны, из алтаря вышли на средину храма, по окончании Литургии, 15 священников и 6 диаконов. К концу молебна, для исполнения хвалебной песни "Тебе Бога хвалим" общим пением, к священнослужителям подошли с клиросов псаломщики и монахини – певчия. Сердце содрогнулось, и дрожь пробежала по телу, – сообщает один из присутствовавших в храме, – от величественнаго общаго пения. Многие от умиления плакали.
Из Батман крестный ход вышел в 11 часов дня. Подле Никитинскаго Волостного Правления на площади у памятника Императору Александру II был совершен молебен с возглашением многолетия Царствующему Дому, вечной памяти – Императору Александру II и павшим на войне православным воинам и снова многолетия – Христолюбивому победоносному воинству.
В деревне Сидоровской, на пути к селу Берегову, о. Миссионер сказал поучение о том, что непохвально – из-за внешних выгод и для устроения семейнаго счастья менять веру, так поступающие обнаруживают не только дряблую волю и легкомыслие, но и невнимание к Божественным словам о том, что истинная вера может быть только одна.
Около полудни 25 мая крестный ход прибыл в село Берегово. Здесь о. Миссионером была проведена беседа о том, что уклоняющийся от причастия Христовых Таин лишает себя благодатнаго права быть причастником Царства Христова. – Здесь же у о. Миссионера началась беседа со старообрядкой страннической секты Евдокией Алексеевной Писаревой, 53 лет, перекрещенной в странничество с именем Домны. На пути к Берегову монашенки – певчия, шедшия с некоторыми женщинами названной секты, возбудили в ней сомнение относительно спасительности ея упования, и она обратилась, по их совету, к о. Миссионеру. Благодать Божия призвала заблудшую, и труды собеседования увенчались успехом: в Даниловском, куда пришли вечером того же дня, старообрядка изъявила желание возсоединиться с Православною Церковью. Пред всенощной о. Миссионер совершил присоединение Писаревой третьим чином, а на следующий день, 26 мая, она была причащена Св. Христовых Таин. За Литургией в Даниловском о. Миссионером сказано было поучение по поводу присоединения Писаревой; благодать Божия, – говорил о. Миссионер, – привела ее в спасительную ограду Церкви, и теперь небеса радуются вместе с нами обретению погибшей души. – На пути к Даниловскому, в деревне Пырьеве трогательное слово произнес священник Петр Исаков. В Ильинской церкви села Даниловскаго крестный ход был встречен настоятелем ея о. Александром Беляевым, сказавшим слово приветствия. Отсюда крестный ход проследовал чрез красивую арку в Успенскую церковь того же села, где было совершено всенощное бдение, а на утро – обедня.
Из Даниловскаго крестный ход пришел в деревню Гаврилову, где недавно построенный австрийский храм, благодаря местному денежному влиянию, каждый год вырывает новыя жертвы из Даниловскаго православнаго прихода. Здесь о. Миссионером сказано поучение о том, что отделяющиеся от спасительнаго Православия раздирают ризу Христову, тогда как и языческие римские воины не решились разорвать хитон Христов; не жалеют себя и не дорожат своим спасением те, которые, преклоняясь пред карманом, силой и временными благами, меняют свою веру. Свое поучение, сказанное пред Животворящим Крестом – древне почитаемой святыней местнаго края, о. Миссионер закончил молитвенным воззванием: "Христос Спасе! Кто Твою ризу раздирает? Горе тому, кто не слышит Твоего гласа, призывающего к любви и единению! Дай, Господи, чтобы на единой Св. Руси была и единая спасительная православная вера!" Здесь священник Николай Пермезский сказал поучение на глас: "Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!"
В Гаврилове отделились крестные ходы Пеньковский и Даниловский, чтобы возвратиться к своим церквам. Еще раньше того – в с. Берегове отделились крестные ходы сел Батман, Филяй, Лучкина, Шилекши и Дебова.
В Гаврилове разстались, простившись друг с другом, соработники на пройденном многотрудном пути крестнаго хода. По совершении краткаго молебствия, о. Миссионер, слезно растроганный всем пережитым во дни хода, сказал духовенству Кинешемскаго 4 округа прощальную речь и выразил свою благодарность монахиням Решемской обители и всем участникам крестнаго хода. Священник Николай Пермезский от лица окружнаго духовенства благодарил о. Миссионера и о. Благочиннаго за понесенные ими труды по устройству и совершению хода; со своей стороны о. Благочинный благодарил о. Миссионера и духовенство округа, причем высказал, что понесенные труды не безплодны будут для пастырства, и выразил надежду, что проявившееся пастырское единение оживит и украсит церковно-приходскую жизнь. Затем крестьянин села Даниловскаго Василий Григорьев Никитин принес о. Миссионеру и о. Благочинному, а также всему духовенству глубокую благодарность за великое духовное утешение, полученное от торжественнаго хода участниками его. "Мы видели, – говорил крестьянин Никитин, – славу Церкви и заботу пастырей о нас. Мы надеемся, что этот крестный ход сделается для нас необходимостью и будет совершаться ежегодно". Эти простосердечныя слова тронули всех участников хода. О. Миссионер облобызал Никитина и сказал ему: "Дорогой брат, передай от нас всем твоим сподвижникам самое сердечное братское целование. Да хранит вас Бог предстательством Пречистой Матери Его и Святых Угодников!" Все плакали от умиления. Настало время расходиться…
Крестный ход при участии икон села Даниловскаго пошел в обратный путь к Решемской обители. Грусть, навеянная только что происходившим собранием, не покидала шествующих. Но вот настала минута и последняго разставания. Даниловские иконы отделились и направились в свои приходские храмы. Священники лобызались, за ними – и богомольцы. Между тем шли навстречу жители Решемской слободы и окрестных селений. При звоне Решемских колоколов, в 3 часа дня 26 мая крестный ход вступил в монастырь, откуда вышел 22 мая.
Делая общий обзор крестнаго хода, один из участников-руководителей сообщает: Пройдено было около 125 верст; посещено 12 приходов и 65 деревень; служба в течение пяти дней шла, можно сказать, безпрерывно – или в храмах, или на открытом воздухе. Крестный ход объединил духовенство Кинешемскаго 4-го округа в дружном совместном пастырском делании, и в этом его неоспоримое благотворное значение для пастырскаго дела в округе. Каждый из пастырей получил возможность глубже вникнуть в духовное состояние своего прихода, наблюдая его разнообразныя проявления во время крестнаго хода. Вместе с тем крестный ход был для духовенства показателем великой пользы пастырской взаимопомощи; многочисленные благотворные опыты ея в течение пяти дней наглядно показали духовенству, что чего не может достигнуть один, то достижимо при братской помощи от других. Трогательно было видеть, как почти около каждаго священника группировались вопрошающие старообрядцы различных толков, получая в простых беседах разъяснительные ответы на свои вопросы и недоумения. В иных случаях об этих вопрошающих сообщалось о. Миссионеру, который и вступал с ними в беседу. В этом братском единении для пользы пастырскаго делания, вместе с торжественными соборными службами, крестный ход открыл духовенству благодатный источник нравственнаго удовлетворения и великой духовной радости. Народу же – мирянам – он послужил утешением в скорбях настоящаго времени. "Как тронется он, батюшка, да растянется со святынями на версту, так точно сквозь сердце пройдет, – и так-то радостно, и так-то плачется", – говорили многие из участников хода. – Немало трудов своих вложили в крестный ход монахини Решемскаго женскаго монастыря неутомимым стройным пением, а также простыми беседами со старообрядками. Церковные старосты шли с иконами своих церквей; в местах остановок их трудами были приготовлены квартиры и чай как для участвовавшего в ходе духовенства, так и для монахинь и богоносцев. Храмы были отремонтированы и благолепно украшены. – Прихожане со своей стороны гостеприимно собирали для богомольцев хлеб и иное продовольствие и предлагали им собранное в местах остановок и ночлегов.
Нельзя не отметить того, – сообщает другой участник-руководитель хода, – что, не смотря на длинный путь и продолжительное время, крестный ход сопровождался не меньшим подъемом духа, чем в прошедшем году. Этому содействовали: торжественное соборное служение духовенства, живая проповедь, умилительное пение сестер Решемской обители; при том все время стояла хорошая погода. Раскольники, как и в прошедшем году, были захвачены общим величием крестнаго хода, принимали участие в несении икон и присутствовали при богослужении в храмах. Одним известным в этой стороне раскольником был пущен слух, что им выписан для бесед с Миссионером в Гаврилове "сам" Мельников, но это не принесло ему желательных результатов; длинная, живописная лента богомольцев, богоносцев и крестоносцев не уменьшалась, подъем молитвеннаго духа и общее пение не только не оскудевали, но и не ослабевали. Все давало дорогу святыне, и везде был праздник, торжество, ликование.
К участию в первом крестном ходе, кроме духовенства 4 Кинешемскаго округа, были приглашены: Костромской Епархиальный миссионер-проповедник священник Алексей Диаконов, настоятель Лухскаго Тихонова монастыря архимандрит Пахомий, настоятельница Решемскаго женскаго монастыря игумения Досифея и о. о. благочинные соседних округов: 4 Юрьевецкаго – священник Николай Аполлов, 3 Юрьевецкаго – протоиерей Иоанн Шелутинский, единоверческих церквей Кинешемскаго уезда протоиерей Иоанн Остроумов, 7 Кинешемскаго – протоиерей Алексей Князев и 1 Кинешемскаго – протоиерей Иоанн Альтовский.
Крестный ход вышел из Решемскаго монастыря в 12 часов дня 22 мая. Ясный майский день благоприятствовал ему. В церкви слободы Решмы ход был встречен священником Иоанном Нарбековым, сказавшим сердечную речь. В массе народа стройными рядами шли близ икон девочки-беженки, ученицы эвакуированной Вировской школы. Могучий хор священноцерковнослужителей пел тропарь Заступнице Усердной. За ними, опираясь на посох, шла Игумения Досифея. На площади села Нагорнаго о. Благочинным, священником Михаилом Ширяевым, было сказано слово о молитве в день брани, как об оружии на врага. В попутных деревнях совершались молебны. Дома были украшены зеленью, а деревья около домов – увешаны полотенцами и платками различных цветов; улицы – чисто выметены. Пред каждой деревней ход встречали два старца с иконою и хлебом-солью. Священник, шедший впереди хода, благословлял их и кропил святою водою. Крестьяне – православные и старообрядцы – молились усердно. Много было пролито слез умиления..., слышались непрестанные воздыхания.
Когда ход приблизился, около 6 часов вечера, к с. Пенькам, там уже стояли с хоругвями и иконами пришедшие с крестным ходами из с. с. Дебова, Зобнинскаго, Бахарева и Шилекши. Здесь присоединилась древняя икона преподобнаго Тихона, Лухскаго Чудотворца, сопровождаемая иеромонахом Павлом. Солнце склонилось к западу. Тысячи народа стояли кругом. Сделалась благоговейная тишина. И вот, полилось тихое задушевное слово священника Константина Успенскаго. У многих – и священнослужащих и богомольцев – от этого слова явились слезы на глазах. То был задушевный вопль к Владычице Богоматери, выражение скорби наболевшей души пастыря за своих пасомых. Умилительное пение: "Под Твою милость" последовало за этим словом, глубоко тронувшим всех присутствовавших. В храме с. Пеньков была совершена всенощная, во время которой отец Благочинный сказал слово о Покрове Божией Матери над Россией в тяжелую годину испытаний. На литию и полиелей выходило 12 священников. На правом клиросе пел хор сестер Решемской обители, на левом – диаконы и псаломщики. В храме в числе молящихся была семья Л., старообрядцев-австрийцев, тех самых, у которых в прошедшем году сгорела сушилка с несколькими сотнями валяных сапог в ту самую ночь, накануне которой некоторые члены семьи Л. резко неуважительно отозвались о крестном ходе, бывшем в этой местности в минувшем году. Теперь эта семья проводила крестный ход до самого села Шилекши, быв участниками хода весь день 23 мая. С 6 часов утра в Пеньковском храме была совершена Литургия в том же составе священнослужителей, что и всенощное бдение. За литургией о. Епархиальный Миссионер сказал поучение о том, что раздор с Церковью, от котораго произошел наш печальный раскол, не приводит к спасению, которое всем должно быть дорого; если православные и старообрядцы рядом друг с другом умеют умереть за Царя и родину, то неужели они, братья друг другу – сыны Великой России, не найдут одного общего пути к Царю Небесному и не сумеют вместе, тесно сомкнутыми рядами, вступить в борьбу с врагом нашего спасения – диаволом, желающим разъединить единокровных братьев на почве хотя бы обряда? По окончании Литургии, около 8 часов утра, совершено обхождение храма с литией.
По выходе из с. Пеньков крестный ход развернулся, можно сказать, во всем своем величии. Погода была прекрасная. Везде чувствовалось праздничное настроение. Крестьяне прекратили работы по собственному почину. В массе сопровождавших крестный ход было много старообрядцев. Подошли к селу Дебову. Оно утопало в зелени. На месте встречи хода возвышалась чудная арка, убранная цветами; с высокой кафедры местный священник Александр Лебедев сказал приветственную речь; а церковный староста приветствовал ход низким поклоном, держа в руках хлеб–соль. По совершенном здесь молебне о. Епархиальный Миссионер произнес поучение о том, что все герои, сражающиеся с коварным врагом, нуждаются в наших молитвах.
После краткаго отдыха ход направился к селу Зобнинскому, заходя по приглашению в деревни. Не смотря на большой дождь, народ все прибывал и прибывал, деревни везде были украшены. В Зобнинском собралось столько богомольцев, что молебен служили и в храме, и на открытом воздухе – в церковной ограде. О. Епархиальный Миссионер предложил беседу о том, что среди святынь крестнаго хода имеется из Решемской обители икона святителя Ермогена с частицей его св. мощей; этот великий православный патриарх России, котораго почитают и старообрядцы, не учил разделению, а, наоборот, из темницы Чудова монастыря звал верных сынов России к единению; они его послушались, и наше отечество было спасено от грознаго врага и тяжелых испытаний. По сообщению местнаго священника, в Зобнинское приходило много старообрядцев-австрийцев из Вишни.
В 7 часов вечера ход направился к селу Шилекше. На пути, когда проходили деревнями Козлихой и Ширяихой, зараженными старообрядчеством по австрийскому священству, примыкало много старообрядцев. В Козлихе о. Епархиальным Миссионером было сказано в поучение, между прочим, о том, как отрадно, что некоторые, считающие себя старообрядцами, в этом ходе подложили свои плечи для несения святынь. После поучения один благообразный старец подошел к кружке, куда спускали деньги на масло к Решемским иконам, и опустил туда свое приношение. Это был старообрядец-австриец. О. Епархиальный Миссионер решительно направился к нему, поздравил его с великим торжеством и, осенив его напрестольным крестом, велел приложиться к нему. Старец мгновение поколебался, но, услышав, что миссионер желает ему "добраго здоровья и душевнаго спасения", сказал, что последняго-то он особенно и желает, и с этими словами приложился к кресту. Долго шел этот старец за иконами и усердно молился. – В деревне Ширяихе о. Епархиальный Миссионер предложил беседу о том, что старообрядческое упорство и противление особенно печально потому, что оно покоится на нежелании узнать истину и сознаться, что ушедшие из Церкви лишаются права на спасение, и нашим старообрядцам грозит такая же опасность.
Поздно вечером пришли в Шилекшу. Здесь ход был встречен соединенными крестными ходами сел Лучкина и Филяй. В храме, переполненном богомольцами, было отслужено всенощное бдение, окончившееся в 12 ½ часов ночи. Отец Благочинный произнес поучение. 24 мая в Шилекшинском храме была отслужена Литургия собором 12 священников. О. Епархиальным Миссионером сказано поучение на текст : "Кто разорит храм Божий, того покарает Бог…, а этот храм – вы" (1 Кор. III, 17). Отец Миссионер разъяснил, что у старообрядцев, не имеющих святых таинств, храм Божий разорен, и – страшно становится – их покарает Бог. – Большой храм с. Шилекши и вся ограда были полны молящимися. Красота и торжественность богослужения наполнили души богомольцев глубоким умилением и святым восторгом.
В 9 ½ часов утра ход двинулся к с. Лучкина Юрьевецкаго уезда. В деревне Шимосской он был встречен крестными ходами из сел Батман и Берегова. В Лучкине о. Николай Касторский сказал прочувственное приветствие, а о. Миссионер слово о том, что Пресвятая Владычица Богородица обещала всегда пребывать с нами; вот и сейчас среди нас, слышит наши молитвы, видит все нужды; постараемся поближе подойти к Ней и раскрыть пред Ней всю нашу душу. – Отсюда отошли обратно в свои церкви крестные ходы сел Зобнинскаго и Бахарева. – За Лучкиным следовала деревня Кузнечиха. Среди жителей этой деревни возникла прекрасная мысль увековечить память о 300-летнем юбилее славнаго царствования Дома Романовых сооружением в деревне памятника. Это дало о. Миссионеру повод сказать здесь поучение о том, что Царствующий Дом Романовых находится под особым покровом Пресвятой Богородицы. Далее следовала большая и богатая деревня Лагуниха. Здесь взору шедших в крестном ходе представилось, между прочим, следующее. Едва крестный ход показался из-за околицы, народ стал ближе подходить к поставленному для молебна столу. В толпе тут же протискивается местная влиятельная раскольница, женщина пожилых лет, неся в руке пучок желтых восковых свеч; она кладет их на стол и отходит; через короткое время она опять приходит, приносит несколько штук своего домашняго сдобнаго печенья и кладет их на стол, а затем снова теряется в толпе. Говорили, что она вместе с некоторыми другими раскольниками, жителями Лагунихи, хотя и робко, но все-таки приняли участие в общей молитве. В Лагунихе о. Миссионер беседовал приблизительно так: "Говорят, что здесь есть раскольники, но этому не могу поверить, так как люди не согласятся сознательно запачкать свою одежду; здесь могут быть только или невольно заблуждающиеся, или, пожалуй, невежественные, люди, которые постараются стряхнуть с себя всякую грязь, когда особенно зовут к тому самыя события и в страшную годину испытания подойдут туда, где течет неоскудеваемый источник благодати. Раскол – это грязное пятно; на организме и в организме Церкви он не может быть и жить, потому что Церковь без пятна или порока".
Прибыли в с. Филяй. Местный священник о. Елеазар Константинов сказал приветственную речь. Здесь присоединился крестный ход из с. Семеновскаго, 3-го Юрьевецкаго округа, который и сопровождал общий ход до с. Новопокровскаго.
За три версты до села Новопокровскаго, в приходскую деревню Семенково, вышел навстречу крестный ход из единоверческой церкви названнаго села с прихожанами. Ревнители древляго благочестия слились всею своею массою с общим крестным ходом в молитвенных воздыханиях. Объятый духовным восторгом от виденнаго, о. Благочинный поднялся на высокое место и приветствовал церковь Новопокровскую и ея настоятеля словами Спасителя о любви: "По сему узнают все, что вы – ученики Мои, если будете иметь любовь между собою"; эта христианская любовь, – говорил о. Благочинный, – соединила нас сегодня для общей молитвы в трудную годину нашего Отечества. Крепко облобызался пастырь церкви единоверческой с пастырями – участниками крестнаго хода. Затем единоверцы выразили желание пропеть молебен по своему чину, на что последовало полное согласие. – В деревне Кобылине, близ села Новопокровскаго, единоверческий священник о. Михаил Васильевский сказал задушевное слово, в котором охарактеризовал настоящий величественный ход, как особую милость Божию, посетившую весь Новопокровскую. Духовенство немного отдохнуло у гостеприимнаго пастыря, и в 8 часов вечера крестный ход направился к селу Батманам. Единоверцы провожали до деревни Горок. В этой большой деревне (около 40 домов) оказался один православный, и ради его просьбы крестный ход зашел сюда. Здесь о. Миссионер предложил беседу, в которой развил ту мысль, что напрасно судят и утверждают, будто Православная Церковь унижает, проклинает и гонит Иосифовский обряд; доказательство противнаго – налицо: единоверцы, принимающие старый обряд, вошли в общую молитвенную семью настоящаго крестнаго хода, молились и молятся сейчас вместе с православными. – В следующей деревне – Вахутках, где старообрядцы составляют большую часть жителей, о. Миссионер сказал поучение о том, что горнило страданий очищает, и страдания сглаживают неровность вероисповедных недоразумений и несогласий; теперь не редкость встретить, что старообрядцы просят молитв православных пастырей о своих дорогих воинах; это – великий шаг к единению и к исполнению заповеди Христовой о любви.
В с. Батманы пришли поздно вечером, и всенощное бдение здесь началось в 11 часов. Все участники крестнаго хода крайне утомились от трудов жаркаго дня. Но множество народа, радостное духовное настроение встречавших, изящно убранная зеленью и цветами обширная Батмановская церковь – все это дало силы духовенству неспешно служить всенощное бдение, окончившееся после двух часов ночи. Не смотря на столь позднее время, обширный храм был полон молящихся. О. Благочинный сказал слово против увеселений в настоящие дни и наживы, положив в основание историю усекновения главы Иоанна Предтечи. – На следующий день, 25 мая, Литургия была отслужена собором 12 священников при 3 диаконах. О. Миссионер сказал поучение по содержанию беседы Иисуса Христа с самарянкой, что никого не следует считать нечистым (иудеи таковыми считали самарян), и нужно помнить, что не во внешнем исполнении обрядов заключается дух и смысл христианскаго Богопочитания. Для совершения благодарственнаго молебна по случаю дня рождения Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны, из алтаря вышли на средину храма, по окончании Литургии, 15 священников и 6 диаконов. К концу молебна, для исполнения хвалебной песни "Тебе Бога хвалим" общим пением, к священнослужителям подошли с клиросов псаломщики и монахини – певчия. Сердце содрогнулось, и дрожь пробежала по телу, – сообщает один из присутствовавших в храме, – от величественнаго общаго пения. Многие от умиления плакали.
Из Батман крестный ход вышел в 11 часов дня. Подле Никитинскаго Волостного Правления на площади у памятника Императору Александру II был совершен молебен с возглашением многолетия Царствующему Дому, вечной памяти – Императору Александру II и павшим на войне православным воинам и снова многолетия – Христолюбивому победоносному воинству.
В деревне Сидоровской, на пути к селу Берегову, о. Миссионер сказал поучение о том, что непохвально – из-за внешних выгод и для устроения семейнаго счастья менять веру, так поступающие обнаруживают не только дряблую волю и легкомыслие, но и невнимание к Божественным словам о том, что истинная вера может быть только одна.
Около полудни 25 мая крестный ход прибыл в село Берегово. Здесь о. Миссионером была проведена беседа о том, что уклоняющийся от причастия Христовых Таин лишает себя благодатнаго права быть причастником Царства Христова. – Здесь же у о. Миссионера началась беседа со старообрядкой страннической секты Евдокией Алексеевной Писаревой, 53 лет, перекрещенной в странничество с именем Домны. На пути к Берегову монашенки – певчия, шедшия с некоторыми женщинами названной секты, возбудили в ней сомнение относительно спасительности ея упования, и она обратилась, по их совету, к о. Миссионеру. Благодать Божия призвала заблудшую, и труды собеседования увенчались успехом: в Даниловском, куда пришли вечером того же дня, старообрядка изъявила желание возсоединиться с Православною Церковью. Пред всенощной о. Миссионер совершил присоединение Писаревой третьим чином, а на следующий день, 26 мая, она была причащена Св. Христовых Таин. За Литургией в Даниловском о. Миссионером сказано было поучение по поводу присоединения Писаревой; благодать Божия, – говорил о. Миссионер, – привела ее в спасительную ограду Церкви, и теперь небеса радуются вместе с нами обретению погибшей души. – На пути к Даниловскому, в деревне Пырьеве трогательное слово произнес священник Петр Исаков. В Ильинской церкви села Даниловскаго крестный ход был встречен настоятелем ея о. Александром Беляевым, сказавшим слово приветствия. Отсюда крестный ход проследовал чрез красивую арку в Успенскую церковь того же села, где было совершено всенощное бдение, а на утро – обедня.
Из Даниловскаго крестный ход пришел в деревню Гаврилову, где недавно построенный австрийский храм, благодаря местному денежному влиянию, каждый год вырывает новыя жертвы из Даниловскаго православнаго прихода. Здесь о. Миссионером сказано поучение о том, что отделяющиеся от спасительнаго Православия раздирают ризу Христову, тогда как и языческие римские воины не решились разорвать хитон Христов; не жалеют себя и не дорожат своим спасением те, которые, преклоняясь пред карманом, силой и временными благами, меняют свою веру. Свое поучение, сказанное пред Животворящим Крестом – древне почитаемой святыней местнаго края, о. Миссионер закончил молитвенным воззванием: "Христос Спасе! Кто Твою ризу раздирает? Горе тому, кто не слышит Твоего гласа, призывающего к любви и единению! Дай, Господи, чтобы на единой Св. Руси была и единая спасительная православная вера!" Здесь священник Николай Пермезский сказал поучение на глас: "Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!"
В Гаврилове отделились крестные ходы Пеньковский и Даниловский, чтобы возвратиться к своим церквам. Еще раньше того – в с. Берегове отделились крестные ходы сел Батман, Филяй, Лучкина, Шилекши и Дебова.
В Гаврилове разстались, простившись друг с другом, соработники на пройденном многотрудном пути крестнаго хода. По совершении краткаго молебствия, о. Миссионер, слезно растроганный всем пережитым во дни хода, сказал духовенству Кинешемскаго 4 округа прощальную речь и выразил свою благодарность монахиням Решемской обители и всем участникам крестнаго хода. Священник Николай Пермезский от лица окружнаго духовенства благодарил о. Миссионера и о. Благочиннаго за понесенные ими труды по устройству и совершению хода; со своей стороны о. Благочинный благодарил о. Миссионера и духовенство округа, причем высказал, что понесенные труды не безплодны будут для пастырства, и выразил надежду, что проявившееся пастырское единение оживит и украсит церковно-приходскую жизнь. Затем крестьянин села Даниловскаго Василий Григорьев Никитин принес о. Миссионеру и о. Благочинному, а также всему духовенству глубокую благодарность за великое духовное утешение, полученное от торжественнаго хода участниками его. "Мы видели, – говорил крестьянин Никитин, – славу Церкви и заботу пастырей о нас. Мы надеемся, что этот крестный ход сделается для нас необходимостью и будет совершаться ежегодно". Эти простосердечныя слова тронули всех участников хода. О. Миссионер облобызал Никитина и сказал ему: "Дорогой брат, передай от нас всем твоим сподвижникам самое сердечное братское целование. Да хранит вас Бог предстательством Пречистой Матери Его и Святых Угодников!" Все плакали от умиления. Настало время расходиться…
Крестный ход при участии икон села Даниловскаго пошел в обратный путь к Решемской обители. Грусть, навеянная только что происходившим собранием, не покидала шествующих. Но вот настала минута и последняго разставания. Даниловские иконы отделились и направились в свои приходские храмы. Священники лобызались, за ними – и богомольцы. Между тем шли навстречу жители Решемской слободы и окрестных селений. При звоне Решемских колоколов, в 3 часа дня 26 мая крестный ход вступил в монастырь, откуда вышел 22 мая.
Делая общий обзор крестнаго хода, один из участников-руководителей сообщает: Пройдено было около 125 верст; посещено 12 приходов и 65 деревень; служба в течение пяти дней шла, можно сказать, безпрерывно – или в храмах, или на открытом воздухе. Крестный ход объединил духовенство Кинешемскаго 4-го округа в дружном совместном пастырском делании, и в этом его неоспоримое благотворное значение для пастырскаго дела в округе. Каждый из пастырей получил возможность глубже вникнуть в духовное состояние своего прихода, наблюдая его разнообразныя проявления во время крестнаго хода. Вместе с тем крестный ход был для духовенства показателем великой пользы пастырской взаимопомощи; многочисленные благотворные опыты ея в течение пяти дней наглядно показали духовенству, что чего не может достигнуть один, то достижимо при братской помощи от других. Трогательно было видеть, как почти около каждаго священника группировались вопрошающие старообрядцы различных толков, получая в простых беседах разъяснительные ответы на свои вопросы и недоумения. В иных случаях об этих вопрошающих сообщалось о. Миссионеру, который и вступал с ними в беседу. В этом братском единении для пользы пастырскаго делания, вместе с торжественными соборными службами, крестный ход открыл духовенству благодатный источник нравственнаго удовлетворения и великой духовной радости. Народу же – мирянам – он послужил утешением в скорбях настоящаго времени. "Как тронется он, батюшка, да растянется со святынями на версту, так точно сквозь сердце пройдет, – и так-то радостно, и так-то плачется", – говорили многие из участников хода. – Немало трудов своих вложили в крестный ход монахини Решемскаго женскаго монастыря неутомимым стройным пением, а также простыми беседами со старообрядками. Церковные старосты шли с иконами своих церквей; в местах остановок их трудами были приготовлены квартиры и чай как для участвовавшего в ходе духовенства, так и для монахинь и богоносцев. Храмы были отремонтированы и благолепно украшены. – Прихожане со своей стороны гостеприимно собирали для богомольцев хлеб и иное продовольствие и предлагали им собранное в местах остановок и ночлегов.
Нельзя не отметить того, – сообщает другой участник-руководитель хода, – что, не смотря на длинный путь и продолжительное время, крестный ход сопровождался не меньшим подъемом духа, чем в прошедшем году. Этому содействовали: торжественное соборное служение духовенства, живая проповедь, умилительное пение сестер Решемской обители; при том все время стояла хорошая погода. Раскольники, как и в прошедшем году, были захвачены общим величием крестнаго хода, принимали участие в несении икон и присутствовали при богослужении в храмах. Одним известным в этой стороне раскольником был пущен слух, что им выписан для бесед с Миссионером в Гаврилове "сам" Мельников, но это не принесло ему желательных результатов; длинная, живописная лента богомольцев, богоносцев и крестоносцев не уменьшалась, подъем молитвеннаго духа и общее пение не только не оскудевали, но и не ослабевали. Все давало дорогу святыне, и везде был праздник, торжество, ликование.
Участник крестнаго хода.
Костромские Епархиальные Ведомости № 18 и № 19 за 1916 год
Костромские Епархиальные Ведомости № 18 и № 19 за 1916 год