Одному Богу ведомо, когда возник Макариев-Решемский монастырь. По преданию, он был основан в конце ХIV века самим преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Родился он в 1349 году в Нижнем Новгороде от знатных и благочестивых родителей Иоанна и Марии, долгое время не имевших детей и моливших Господа о даровании им чада. С раннего детства возлюбил Макарий молитву и церковное пение. В двенадцатилетнем возрасте, тайно оставив родительский дом, пришел он в Вознесенский Печерский монастырь близ города и, назвавшись сиротой, упросил архимандрита Дионисия оставить его в обители. Преподобный Дионисий не без колебаний принял юного отрока в число братии. Его тронули решимость и не по летам разумные речи Макария, он почувствовал особое настроение его души. Вскоре же настоятель совершил над ним иноческий постриг.
В течение нескольких последующих лет преподобный Макарий проводил строгую подвижническую жизнь, украшаясь добродетелями. После поставления архимандрита Дионисия в 1374 году во епископа Суздальского и Нижегородского он недолго оставался в обители. Чтобы избежать мирской славы и похвалы за свои великие подвиги, смиренный инок пожелал скрыться из монастыря. В поисках уединенного места он отправился вверх по течению реки Волги, дошел до слияния рек Луха и Добрицы и поселился здесь. В скором времени ему пришлось оставить это место из-за недоброго отношения местных жителей. Пройдя около 60 верст по реке Добрице, он остановился на живописном возвышенном берегу Волги близ слободы Решма. Место ему понравилось, и он устроил небольшую келью, в которой несколько лет подвизался в посте и молитве. Мало-помалу стали приходить к отшельнику жители близлежащих селений, и некоторые из них оставались, чтобы проводить вместе с ним подвижническую жизнь. Постепенно образовалась небольшая община. Тогда для собравшейся здесь братии он основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, ставшую известной как Макарьевская пустынь. По устроении ее и с назначением игумена для братии преподобный Макарий в очередной раз тайно удалился вниз по реке Волге в поисках безмолвного уединения и в дальнейшем основал еще две обители: Свято-Троицкую Макариев-Желтоводскую (в середине 1430-х годов) и Свято-Троицкую Макариев-Унженскую (1439 год), в коей подвижник и окончил свой земной путь 25.07/07.08 1444 года 95 лет от роду.
В его жизнеописании содержится немало сведений о чудесной помощи, подаваемой Богом всем нуждающимся по молитвам великого угодника Божия. В ХV-XVI вв. унженские и галичские земли непрерывно подвергались опустошительным набегам казанских татар. Местные жители молились перед образами преподобного, взывая о помощи, и чудесным образом получали ее. В ХVI-XVII веках (особенно после событий Смутного времени) почитание преподобного Макария как небесного защитника и хранителя Костромского и Нижегородского Поволжья, а также как покровителя находящихся в плену стало особенно широким. В 1619 году он был прославлен как общерусский святой.
Дальнейшая история монастыря полна драматизма. О первоначальном его состоянии сведений не сохранилось. Согласно живому преданию обитель вначале располагалась под горой, на самом берегу Волги. В Смутное время междуцарствия в 1609 году монастырь находился в глубоком упадке и к тому же вместе со слобожанами Решмы подвергся нападению польских интервентов. Отряд пана Лисовского состоял из профессиональных, хорошо вооруженных воинов. Как тут было устоять простому ремесленному люду? Только с помощью Божией и заступничеством святых. Вот тогда все и обратились с горячими молитвами к своему святому покровителю. И случилось чудо – при невидимом содействии преподобного слобожане под предводительством местного жителя Григория Лапши отразили неприятеля. И еще не однажды святой помогал нашим дружинам побеждать польских захватчиков, являясь в местах сражений видимым образом и приводя их в смятение и ужас. В начале 1612 года в слободе останавливался князь Дмитрий Пожарский, направляясь с войском из Нижнего Новгорода, через Кинешму и Кострому, для избавления Москвы от поляков. К его дружине присоединились и добровольцы-решемцы. После победы над поляками, в чувстве глубокой признательности за явленное святым чудесное избавление от врагов, жители Решмы и Юрьевецкого уезда решили возобновить обитель, перенеся ее на гору.
Здесь необходимо отметить, что существует несколько иная точка зрения на историю возникновения Макариев-Решемского монастыря известного костромского историка, кандидата исторических наук, Зонтикова Николая Александровича. Исследуя в течение нескольких лет архивные материалы и документы по истории села Решма и Макариев-Решемской обители, он пришел к выводу, что до событий Смутного времени монастыря в слободе не было, а существовал приходской сельский храм. Во втором десятилетии XVII века в местах недавних сражений с поляками один за другим возникают монастыри, построенные местными жителями по обету и посвященные преподобному Макарию, в том числе и в слободе Решма.
Как бы то ни было, монастырь на горе был возведен. По сведениям монастырских документов 1684 года храмы и прочие ее строения вначале были деревянными. В 1767 году взамен обветшавшего деревянного выстроен каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы с двумя приделами: во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского и великомученицы Екатерины, с шатровой колокольней. Однако обитель не обладала богатыми денежными вкладами и какими-либо прочными средствами к существованию, пользуясь случайными приношениями почитателей преподобного Макария. Не раз несла потери от нередко случавшихся здесь природных стихийных бедствий и пожаров, терпела притеснения со стороны местных жителей. Долгое время не имела ни земельных, ни лесных угодий. И это несмотря на то, что в числе его настоятелей были люди умные, трудолюбивые и энергичные.
В 1764 году при учреждении монастырских штатов Макарьеву пустынь не упразднили, но оставили в числе заштатных. Обветшание ее постепенно становилось значительнее. К началу ХХ века в обители проживало всего 6 человек. Остро встал вопрос о дальнейшей жизнедеятельности монастыря. 14 июля 1901 года Священный Синод своим указом определил Решемскую Макариеву пустынь обратить в женский монастырь, открытие которого совершилось 26 августа 1901 года. Настоятельницей монастыря была назначена игумения Досифея, умная и деятельная руководительница из Костромы. За годы ее управления обитель ожила, расширилась и расцвела, укрепилось хозяйство монастыря. Число сестер было около трехсот человек. Ежегодно проводились миссионерские крестные ходы из монастыря по окрестным селам. Обитель имела свою пристань и часовню, в которой служились молебны
для пассажиров пристающих пароходов. Добрая молва о ней шла по всей Волге. Влияние ее на весь облик и быт села было очень заметным и распространялось далеко за пределы слободы. В 1910 – 1911 годах здесь подвизалась широко известная в то время блаженная Вера Босоножка, будущая схиигумения, сгинувшая в одном из лагерей Урала в 30-х годах ХХ века. Казалось бы, крест нищеты и безвестности больше не довлел над древним монастырем. Но вскоре началась первая мировая война, а вслед за ней произошли пресловутые революционные события, ставшие началом конца многострадальной Макариев-Решемской обители.
После революции монастырь продолжал существовать некоторое время под вывеской трудовой сельскохозяйственной артели, однако духовная жизнь монастыря не прекращалась. Здесь любил бывать святитель Василий Кинешемский, при монастыре подвизался блаженный Виктор Раевский, духовное чадо святителя, впоследствии скончавшийся в заключении. В 1927 году артель ликвидировали. Игумения Досифея, заранее предусмотрев закрытие обители, постаралась никого из сестер обители после революции не оставить без крыши над головой. С несколькими из них она переехала в Кинешму, где вскоре скончалась. Погребена в селе Маврино (под Кинешмой), ныне не существующем. По некоторым сведениям, в 1935 году часть сестер бывшего монастыря были арестованы и сосланы в Казахстан.
Монастырь был разграблен и разрушен. Кирпичные стены храма и монастырской ограды разобраны и использованы в военное время для строительства аэродрома. Кладбище разорено, теперь на его месте стоят жилые дома. По бывшей территории монастыря в настоящее время пролегает сельская улица, на месте храма построена средняя школа, в двух сохранившихся монастырских зданиях разместилась администрация села и коррекционная школа-интернат. Разрушена часовня, стоявшая над монастырским колодцем, который, по преданию, выкопал сам преподобный Макарий. Говорят, вода в нем обладала целительными свойствами. Местонахождение колодца пока определено предположительно.
Трудно сейчас представить, что на этом месте когда-то не один век текла своим чередом монашеская жизнь, полная испытаний, трудов и молитвенных подвигов. Единственными живыми, но, увы, бессловесными свидетелями того безвозвратно ушедшего времени остались вековые липы, посаженные монахинями. Однако не оставил преподобный Макарий свое детище без покровительства. Монастырь возродился, несколько поменяв свое месторасположение, и современная его история удивительно повторяет прошлое Макариев-Решемской обители.
Исторически слобода Решма располагалась в виде улицы вдоль реки Волги. Выше, "на горах", вплотную с нею соседствовало село Нагорное. Оба поселения имели свои приходские храмы, зимние и летние, расположенные рядом друг с другом и, таким образом, составляющие единый архитектурный ансамбль. Живописный вид спускающихся с горы к реке величественных белых храмов привлекал и радовал взор путешествующих по Волге, а звон колоколов с высоких колоколен разносился далеко-далеко по великой реке, рождая в душе устремленность к Небесам.
К сороковым годам ХХ века из всего ансамбля остался относительно невредимым единственный храм в селе Нагорном – Свято-Никольская зимняя церковь. Превращен в руины летний храм Воскресения Христова (в том же селе). Храмы же слободы Решма: Христорождественский, летний, и зимний в честь Смоленской иконы Божией Матери и преподобного Иоанна Рыльского – уничтожены совсем.
В начале пятидесятых годов ХХ века, в связи со строительством Горьковского водохранилища и вследствие этого поднятием уровня Волги, прекратила свое существование и слобода Решма, затопленная широко разлившимися волжскими водами. Однако решено было увековечить память о ее героическом прошлом, переименовав село Нагорное в село Решма.
В конце восьмидесятых годов оживилась духовная жизнь села. Остались еще здесь люди, любящие Бога, бережно хранящие веру отцов, почитающие историю своей малой родины. Так же, как когда-то их предки, собрали они средства, дружно взялись за дело и в 1990 году восстановили храм в честь святителя Николая Чудотворца. До начала восстановительных работ в здании церкви находилось овощехранилище.
Вскоре появилась в Решме группа монахов из Киево-Печерской Лавры, и в память о преподобном Макарии и о его монастыре Свято-Никольский приход села Решма переименован в 1994 году в Макариев-Решемскую мужскую монашескую общину. В апреле 1998 года определением Священного Синода община преобразована в Макариев-Решемский мужской монастырь. Настоятелем монастыря был назначен игумен Евмений (Перистый), особо уделявший внимание издательско-просветительской деятельности и работе с детьми и молодежью. Однако по восстановлению и благоустройству храмов и территории монастыря практически никаких трудов положено не было, хотя средства и силы для этого имелись. Со временем в обители возникли нестроения, состав братии постоянно менялся и уменьшался. На февраль 2006 года в монастыре числилось 2 священнослужителя (игумен Евмений и иеромонах Павел) и казначей (мирской человек). Резко обострились отношения с частью прихожан. Опять, как и в начале ХХ века, встал вопрос о дальнейшем существовании монастыря.
В феврале 2006 года указом архиепископа Амвросия игумен Евмений освобожден от настоятельства монастырем, оставаясь насельником монастыря с передачей дел иерею Димитрию Иванову. Игумен Евмений и иеромонах Павел, проявив недисциплинированность, покинули монастырь. При несанкционированном отъезде из монастыря они вывезли всю дорогостоящую компьютерную, видео- и аудио- технику, автомобили, дорогостоящий инструмент, пригодное к пользованию другое имущество, дрова, пищевые продукты. На переданном монастырском счете находилось 200 рублей. Монастырские здания имели вид как после сильнейшего погрома.
28 мая 2006 года в монастырь была направлена монахиня Василисса (Грудогло) для принятия дел от и. о. настоятеля монастыря иерея Димитрия Иванова. 26 декабря 2006 года Постановлением Священного Синода РПЦ Макариев-Решемский мужской монастырь переименован в женский. Монахиня Василисса утверждена настоятельницей монастыря.
Она много потрудилась для налаживания жизнедеятельности обители. За период с июля 2006 года по декабрь 2007 года было выполнено благоустройство территории сестринского корпуса, храмовой территории с посадкой цветов, кустарников и деревьев, главный подход к храму выложен брусчаткой. На прилегаюшем к зданию храма старинном кладбище установлен Поклонный Крест, разбиты цветники. Построена часовня с сухим колодцем, выстроена колокольня (звонница) храма, перекрашен иконостас с заменой 10 икон первого яруса, пристроена угольная котельная к храму, частично выполнено металлическое ограждение территории храма и территории монастыря, полностью установлен забор вокруг сестринского корпуса, построена деревянная баня, обустроены помещения для кухни и трапезной.
В 2008 году, в связи с преклонностью лет и состоянием здоровья, настоятельница Василисса ушла на покой. Новой настоятельницей монастыря определением Священного Синода от 24 декабря 2008 года назначена монахиня Феофания (Губайдулина).
В настоящее время в обители подвизаются шесть монахинь, две инокини и три насельницы. Духовник монастыря – иерей Владимир Смирнов. Монастырь очень нуждается в помощи и поддержке, так как не имеет прочных средств к существованию. Территория ограждена временной оградой; дома, служащие жильем для сестер, находятся вне территории монастыря, в разных местах села, и недостаточны для размещения вновь прибывающих насельниц. Свято-Никольский храм требует ремонта кровли, отопительной системы, отделочных, внешних и внутренних работ. Кроме того, монастырь носит имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского, а престола во имя его до сих пор не имеет. Пристроить придел к действующему Свято-Никольскому храму не позволяет его местоположение. Для восстановления же руинированного Воскресенского храма, находящегося рядом, и пристройки к нему придела во имя преподобного Макария необходимы огромные денежные средства. Но сестры уповают на помощь Божию, в обители постоянно молятся всем небесным покровителям обители с надеждой найти земных благодетелей.
Собирая по крохам деньги благодетелей, которые еще не перевелись на Земле Русской, настоятельница монастыря монахиня Феофания приступила к постепенному ремонту Свято-Никольского храма. Отремонтирована цокольная часть храма и сделана отмостка вокруг храма. Заменены крест, главка и кровельное покрытие на четверике и на звоннице. Планируется замена всей кровли храма. Построена деревянная лестница звонницы, произведен монтаж новой системы отопления храма, что позволило значительно экономить топливо (дрова, уголь). Произведен косметический ремонт алтарной части храма с заменой электропроводки и старых оконных блоков на пластиковые окна. Продолжилась работа по подготовке документов для оформления земли и объектов недвижимости в собственность Епархии. При монастыре была открыта воскресная школа.
1 апреля 2011 года епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Иосифом монахиня Феофания была возведена в сан игумении, и в обители был совершен первый постриг (в рясофор). Началась Летопись Макариев–Решемского женского монастыря современного периода.
В течение нескольких последующих лет преподобный Макарий проводил строгую подвижническую жизнь, украшаясь добродетелями. После поставления архимандрита Дионисия в 1374 году во епископа Суздальского и Нижегородского он недолго оставался в обители. Чтобы избежать мирской славы и похвалы за свои великие подвиги, смиренный инок пожелал скрыться из монастыря. В поисках уединенного места он отправился вверх по течению реки Волги, дошел до слияния рек Луха и Добрицы и поселился здесь. В скором времени ему пришлось оставить это место из-за недоброго отношения местных жителей. Пройдя около 60 верст по реке Добрице, он остановился на живописном возвышенном берегу Волги близ слободы Решма. Место ему понравилось, и он устроил небольшую келью, в которой несколько лет подвизался в посте и молитве. Мало-помалу стали приходить к отшельнику жители близлежащих селений, и некоторые из них оставались, чтобы проводить вместе с ним подвижническую жизнь. Постепенно образовалась небольшая община. Тогда для собравшейся здесь братии он основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, ставшую известной как Макарьевская пустынь. По устроении ее и с назначением игумена для братии преподобный Макарий в очередной раз тайно удалился вниз по реке Волге в поисках безмолвного уединения и в дальнейшем основал еще две обители: Свято-Троицкую Макариев-Желтоводскую (в середине 1430-х годов) и Свято-Троицкую Макариев-Унженскую (1439 год), в коей подвижник и окончил свой земной путь 25.07/07.08 1444 года 95 лет от роду.
В его жизнеописании содержится немало сведений о чудесной помощи, подаваемой Богом всем нуждающимся по молитвам великого угодника Божия. В ХV-XVI вв. унженские и галичские земли непрерывно подвергались опустошительным набегам казанских татар. Местные жители молились перед образами преподобного, взывая о помощи, и чудесным образом получали ее. В ХVI-XVII веках (особенно после событий Смутного времени) почитание преподобного Макария как небесного защитника и хранителя Костромского и Нижегородского Поволжья, а также как покровителя находящихся в плену стало особенно широким. В 1619 году он был прославлен как общерусский святой.
Дальнейшая история монастыря полна драматизма. О первоначальном его состоянии сведений не сохранилось. Согласно живому преданию обитель вначале располагалась под горой, на самом берегу Волги. В Смутное время междуцарствия в 1609 году монастырь находился в глубоком упадке и к тому же вместе со слобожанами Решмы подвергся нападению польских интервентов. Отряд пана Лисовского состоял из профессиональных, хорошо вооруженных воинов. Как тут было устоять простому ремесленному люду? Только с помощью Божией и заступничеством святых. Вот тогда все и обратились с горячими молитвами к своему святому покровителю. И случилось чудо – при невидимом содействии преподобного слобожане под предводительством местного жителя Григория Лапши отразили неприятеля. И еще не однажды святой помогал нашим дружинам побеждать польских захватчиков, являясь в местах сражений видимым образом и приводя их в смятение и ужас. В начале 1612 года в слободе останавливался князь Дмитрий Пожарский, направляясь с войском из Нижнего Новгорода, через Кинешму и Кострому, для избавления Москвы от поляков. К его дружине присоединились и добровольцы-решемцы. После победы над поляками, в чувстве глубокой признательности за явленное святым чудесное избавление от врагов, жители Решмы и Юрьевецкого уезда решили возобновить обитель, перенеся ее на гору.
Здесь необходимо отметить, что существует несколько иная точка зрения на историю возникновения Макариев-Решемского монастыря известного костромского историка, кандидата исторических наук, Зонтикова Николая Александровича. Исследуя в течение нескольких лет архивные материалы и документы по истории села Решма и Макариев-Решемской обители, он пришел к выводу, что до событий Смутного времени монастыря в слободе не было, а существовал приходской сельский храм. Во втором десятилетии XVII века в местах недавних сражений с поляками один за другим возникают монастыри, построенные местными жителями по обету и посвященные преподобному Макарию, в том числе и в слободе Решма.
Макариев-Решемский монастырь в XIX веке |
Игумения Досифея |
Макариев-Решемский женский монастырь в начале ХХ века |
После революции монастырь продолжал существовать некоторое время под вывеской трудовой сельскохозяйственной артели, однако духовная жизнь монастыря не прекращалась. Здесь любил бывать святитель Василий Кинешемский, при монастыре подвизался блаженный Виктор Раевский, духовное чадо святителя, впоследствии скончавшийся в заключении. В 1927 году артель ликвидировали. Игумения Досифея, заранее предусмотрев закрытие обители, постаралась никого из сестер обители после революции не оставить без крыши над головой. С несколькими из них она переехала в Кинешму, где вскоре скончалась. Погребена в селе Маврино (под Кинешмой), ныне не существующем. По некоторым сведениям, в 1935 году часть сестер бывшего монастыря были арестованы и сосланы в Казахстан.
Монастырь был разграблен и разрушен. Кирпичные стены храма и монастырской ограды разобраны и использованы в военное время для строительства аэродрома. Кладбище разорено, теперь на его месте стоят жилые дома. По бывшей территории монастыря в настоящее время пролегает сельская улица, на месте храма построена средняя школа, в двух сохранившихся монастырских зданиях разместилась администрация села и коррекционная школа-интернат. Разрушена часовня, стоявшая над монастырским колодцем, который, по преданию, выкопал сам преподобный Макарий. Говорят, вода в нем обладала целительными свойствами. Местонахождение колодца пока определено предположительно.
Трудно сейчас представить, что на этом месте когда-то не один век текла своим чередом монашеская жизнь, полная испытаний, трудов и молитвенных подвигов. Единственными живыми, но, увы, бессловесными свидетелями того безвозвратно ушедшего времени остались вековые липы, посаженные монахинями. Однако не оставил преподобный Макарий свое детище без покровительства. Монастырь возродился, несколько поменяв свое месторасположение, и современная его история удивительно повторяет прошлое Макариев-Решемской обители.
Исторически слобода Решма располагалась в виде улицы вдоль реки Волги. Выше, "на горах", вплотную с нею соседствовало село Нагорное. Оба поселения имели свои приходские храмы, зимние и летние, расположенные рядом друг с другом и, таким образом, составляющие единый архитектурный ансамбль. Живописный вид спускающихся с горы к реке величественных белых храмов привлекал и радовал взор путешествующих по Волге, а звон колоколов с высоких колоколен разносился далеко-далеко по великой реке, рождая в душе устремленность к Небесам.
К сороковым годам ХХ века из всего ансамбля остался относительно невредимым единственный храм в селе Нагорном – Свято-Никольская зимняя церковь. Превращен в руины летний храм Воскресения Христова (в том же селе). Храмы же слободы Решма: Христорождественский, летний, и зимний в честь Смоленской иконы Божией Матери и преподобного Иоанна Рыльского – уничтожены совсем.
В начале пятидесятых годов ХХ века, в связи со строительством Горьковского водохранилища и вследствие этого поднятием уровня Волги, прекратила свое существование и слобода Решма, затопленная широко разлившимися волжскими водами. Однако решено было увековечить память о ее героическом прошлом, переименовав село Нагорное в село Решма.
В конце восьмидесятых годов оживилась духовная жизнь села. Остались еще здесь люди, любящие Бога, бережно хранящие веру отцов, почитающие историю своей малой родины. Так же, как когда-то их предки, собрали они средства, дружно взялись за дело и в 1990 году восстановили храм в честь святителя Николая Чудотворца. До начала восстановительных работ в здании церкви находилось овощехранилище.
Вскоре появилась в Решме группа монахов из Киево-Печерской Лавры, и в память о преподобном Макарии и о его монастыре Свято-Никольский приход села Решма переименован в 1994 году в Макариев-Решемскую мужскую монашескую общину. В апреле 1998 года определением Священного Синода община преобразована в Макариев-Решемский мужской монастырь. Настоятелем монастыря был назначен игумен Евмений (Перистый), особо уделявший внимание издательско-просветительской деятельности и работе с детьми и молодежью. Однако по восстановлению и благоустройству храмов и территории монастыря практически никаких трудов положено не было, хотя средства и силы для этого имелись. Со временем в обители возникли нестроения, состав братии постоянно менялся и уменьшался. На февраль 2006 года в монастыре числилось 2 священнослужителя (игумен Евмений и иеромонах Павел) и казначей (мирской человек). Резко обострились отношения с частью прихожан. Опять, как и в начале ХХ века, встал вопрос о дальнейшем существовании монастыря.
В феврале 2006 года указом архиепископа Амвросия игумен Евмений освобожден от настоятельства монастырем, оставаясь насельником монастыря с передачей дел иерею Димитрию Иванову. Игумен Евмений и иеромонах Павел, проявив недисциплинированность, покинули монастырь. При несанкционированном отъезде из монастыря они вывезли всю дорогостоящую компьютерную, видео- и аудио- технику, автомобили, дорогостоящий инструмент, пригодное к пользованию другое имущество, дрова, пищевые продукты. На переданном монастырском счете находилось 200 рублей. Монастырские здания имели вид как после сильнейшего погрома.
28 мая 2006 года в монастырь была направлена монахиня Василисса (Грудогло) для принятия дел от и. о. настоятеля монастыря иерея Димитрия Иванова. 26 декабря 2006 года Постановлением Священного Синода РПЦ Макариев-Решемский мужской монастырь переименован в женский. Монахиня Василисса утверждена настоятельницей монастыря.
Настоятельница мон. Василисса |
В 2008 году, в связи с преклонностью лет и состоянием здоровья, настоятельница Василисса ушла на покой. Новой настоятельницей монастыря определением Священного Синода от 24 декабря 2008 года назначена монахиня Феофания (Губайдулина).
Игумения Феофания |
Собирая по крохам деньги благодетелей, которые еще не перевелись на Земле Русской, настоятельница монастыря монахиня Феофания приступила к постепенному ремонту Свято-Никольского храма. Отремонтирована цокольная часть храма и сделана отмостка вокруг храма. Заменены крест, главка и кровельное покрытие на четверике и на звоннице. Планируется замена всей кровли храма. Построена деревянная лестница звонницы, произведен монтаж новой системы отопления храма, что позволило значительно экономить топливо (дрова, уголь). Произведен косметический ремонт алтарной части храма с заменой электропроводки и старых оконных блоков на пластиковые окна. Продолжилась работа по подготовке документов для оформления земли и объектов недвижимости в собственность Епархии. При монастыре была открыта воскресная школа.
1 апреля 2011 года епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Иосифом монахиня Феофания была возведена в сан игумении, и в обители был совершен первый постриг (в рясофор). Началась Летопись Макариев–Решемского женского монастыря современного периода.