Кинешемская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Житие преподобного Макария Желтоводского, Унженского и Решемского чудотворца

Преподобный Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей Иоанна и Марии. По преданию, дом родителей преп. Макария находился в 7 саженях от Мироносицкой церкви; а с противоположной стороны в 7 саженях стоял дом, где суждено было родиться преподобному Евфимию Суздальскому, современнику святого Макария.

С детства он был обучен грамоте и проявил при этом особые дарования и любовь к учению. "От младых ногтей Христа Спаса возлюбив", со всем пылом юношеской души святой Макарий в двенадцать лет тайно уходит от родителей и принимает иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия.

С искренним желанием, "гласом любезным Троицу воспевая", преп. Макарий начал иноческий путь спасения. Через три года его разыскали родители. Отец со слезами умолял сына вернуться домой или хотя бы повидаться с ним. Смиренный инок отказался исполнить просьбу родителей. "Лучше будет для нас обоих, – отвечал он, – если не увидимся здесь; но увидимся там – в вечности". Уступая настойчивым просьбам отца, преподобный Макарий протянул ему через стену руку, поцеловав которую благочестивый родитель вернулся домой.

Постнические и молитвенные подвиги св. Макария были необыкновенны. Пищу принимал он только для того, чтобы не умереть от голода. Ходил, как и прежде, с братией на трапезу, чтобы не показаться постящимся в глазах других. За свою подвижническую жизнь святой угодник Божий приобрел всеобщий почет и уважение. Тяготясь этим, Макарий решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте. Положившись на промысел Божий, он отправился странствовать.

Святой Макарий исходил немало земель. Известно, что в начале своего отшельнического подвига он подвизался на реке Лух, где построил себе хижину и стал жить в молитвенном уединении. Только "звери дикие", покорившиеся святому Макарию, изредка нарушали его безмолвие. Однако в скором времени и здесь собрались вокруг преподобного ревнители иноческого благочестия.

Тогда преподобный построил малую келию на берегу Волги, близ слободы Решма Юрьевецкого уезда, где через некоторое время основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа. Есть неподтверждённые сведения, что преподобный Макарий побывал и на русском севере, возможно в Каргопольской земле.

Затем тайно удалился на берега озера Желтого, расположенного на левобережье реки Волги. Там он выкопал себе пещеру и с еще большим усердием продолжил иноческие подвиги. В 1434 году святой основывает Желтоводский Макариев монастырь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы в устье реки Керженец. За 4 года существования обители к святому Макарию присоединилось немало монахов, обитель весьма прославилась. На её устроение немало жертвовал великий князь Василий Тёмный. Преп. Макарий, "обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами", обратил в Православную веру немало мордвы, татар, марийцев и чувашей. Именно в Желтоводской Макарьевской обители святым Макарием был пострижен в монахи и наставляем преподобный Григорий Пельшемский.

Но расцвет новой обители длился всего 5 лет; в 1439 году татары под предводительством Мамотяка, сына казанского хана Улу-Махмета, напали на Нижний Новгород и разорили обитель святого Макария. Большинство монахов было убито, а святой игумен был уведён в плен в Казань. Однако из уважения к благочестию преподобного Макария, хан Улу-Махмет отпустил святого, "яко тиха, мудра, незлобива", и по его просьбе освободил еще до 40 христиан, запретив, однако, возобновлять монастырь на прежнем месте.

Преподобный Макарий, предав убиенных земле, отправился с теми, кто остался жив, в Галичскую землю, имея намерение основать там новую обитель. После долгого и трудного пути преподобный, которому было уже 90 лет, вместе со своими спутниками достиг реки Унжи. Здесь в 15 верстах от села Унжа на берегу одноименного озера, в 240 верстах от прежней обители, блаженный Макарий поставил крест и соорудил келию. В том же 1439 году он основал деревянную "Макарьеву новую пустынь" (известную впоследствии как Макарьевский Унженский монастырь). По пути из Казани в Унжу преподобный останавливался в Варнавинской пустыни, где беседовал со св. Варнавой Ветлужским. Во время этого переселения, "нося во устех непрестанные молитвы", преподобный насытил всех своих спутников чудесным образом ("чудо преподобного Макария о лосе").

На пятом году своей подвижнической жизни в Унже, прославившись "пощением и бдением, яко ангел", преп. Макарий заболел и 25 июля (7 августа по н. ст.) 1444 года, в возрасте 95 лет, святой мирно почил в Макарьевском Унженском монастыре. Во время блаженной кончины праведника вся местность вокруг келий исполнилась благовония, а лицо святого озарилось Божественной благодатью.

В 1670 году, при игумене Никите (1666-1675), во время ремонта каменного храма были обретены под каменной плитой нетленные мощи святого подвижника. 226 лет пробыли в земле святые мощи и силой Божественной благодати сохранялись нетленными. При Патриархе Иокиме (1674-1690) святые мощи вновь были погребены под спудом.

Немало чудес было явлено и при земной жизни, и до, и после его прославления в лике преподобных. По результатам исследований комиссии, посланной Патриархом Филаретом 24 июня 1619 года, более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов.

Известно также, что покровительством преподобного была сохранена жизнь Михаила Федоровича Романова. Впоследствии молодой царь совершил паломничество в Макарьевский Унженский монастырь по особому обету — для благодарного поклонения Феодоровской иконе Богоматери и святому угоднику и чудотворцу Макарию Желтоводскому и Унженскому за спасение и умиротворение Отечества и Церкви, за свое избрание и освобождение Патриарха Филарета из польского плена.

Основанные обители:

Предположительно 1390-е годы – Макариев-Решемский монастырь.
Основан как Богоявленская Макариевская мужская обитель; 1901–1920-е годы – Макариев-Решемский женский монастырь; c 1994 – Макариев-Решемский мужской монастырь; с 2006 года – Макариев-Решемский женский монастырь.

1435 год – Свято-Троицкий Макариев-Желтоводский монастырь.
Сожжён в 1439 году, возобновлён в 1620 году монахом Тетюшенского монастыря Авраамием; закрыт в 1927, возобновлён в 1992 году. C 1882 года – стал женским монастырём. У его стен проходила Макарьевская ярмарка.

1439 год – Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь.
"Макарьевская Свияжская подгородная" обитель; основана иноком Макарьевской Унженской пустыни Исаией по завещанию св. Макария Желтоводского, чудотворца Свияжского и Унженского, выбравшего это место для будущей обители еще в 1439 году.

1439 год – Макариев-Унженский Свято-Троицкий мужской монастырь.
Упразднён в 1929 году. Возобновлён в 1993 году как женский монастырь.

В описании Макариев-Унженского монастыря за 1835 год приведены некоторые краткие указания на чудеса от гроба святого преп. Макария. Из них узнаем, что исцеления получили:

- Бывшая 14 лет слепою девица Евдокия, из г. Костромы.
- Бывшая 6 лет слепою некая жена, из г. Стародуба.
- Больная ногами и не ходящая 15 лет девица Матрона, из Унженских пределов.
- Бывшая 30 лет слепою женщина Мавра, из окрестностей Калязинского монастыря.
- Бывшая 20 лет слепою девица Евфимия, Нижегородских пределов, из Павлова перевоза (ныне село Павлово).
- Бывшая 20 лет слепою женщина Иулиания, из окрестностей г. Нижнего Новгорода.
- Бывшая 13 лет слепою женщина Антонина, от Галических пределов.
- Бывшая слепою и не владевшая ногами 29 лет девица Ирина, из г. Юрьевца Поволгского.
- Бывший 10 лет слепым отрок Димитрий, из Юмохонской веси.
- Бывшая 16 лет слепою женщина Мавра, из г. Юрьевца Поволгского.
- Бывшая 12 лет слепою девица Параскева, из г. Галича.
- Бывший 7 лет слепым житель Иоанн, из г. Мурома.
- Бывшая 17 лет слепою от самого младенчества девица Иулиания, из Кинешемских пределов.
- Бывшая 14 лет слепою женщина Ксения, из села Мурашкина, Княгининского уезда.
- Бывшая от рождения слепою 17 лет девица Елена, близ г. Луха, из отчины Стефана Иоаннова Волынского.
- Страдавший 3 года головною болезнию, даже до исхождения червей, Савва, из села Лыскова, в Нижегородских пределах.
- Больная женщина Варвара, из села Мурашкина.
- Бывший 6 лет слепым крестьянин Евсевий.
- Бесноватая в продолжение 6 лет женщина Евфимия, из села Плотинского, Макарьевского уезда.
- Бывший один год слепым Иоанн, от Устюжских пределов.
- Бесноватый боярский сын Иоанн Нежданов, из г. Костромы.
- Расслабленный и не ходивший 10 лет Исаакий, посадский человек, из г. Ярославля.
- Страдавший внутреннею тяжкою болезнию Георгий, посадский человек, из г. Костромы.
- Страдавшая 4 месяца от головной болезни и слепоты женщина Ирина, из г. Казани.
- Бывший 2 года слепым четырехлетний младенец Иоанн, от пределов Солигаличских.
- Бывший 1 ½ года расслабленным воин Иоанн, из г. Самары.
- Страдавшая от внутренней болезни и глухоты девица Евгения, из г. Балахны.
- Бывший 12 лет слепым Филипп, из г. Юрьевца Поволгского.
- Страдавший 10 лет болезнию ног боярский сын Савва, из г. Яренска.
- Страдавшая тяжкой головною болью монахиня Фекла, из г. Нижнего Новгорода.
- Страдавшая внутреннею болезнию и не видевшая правым глазом 20 лет монахиня Анисия, из города Галича.
- Страдавший 15 лет крестьянин Порфирий, из веси Коряковской, Юрьевецких пределов.
- Бывшая 6 лет слепою, из Заборской веси, Юрьевецких пределов.
- Бывший 3 года слепым поселянин Андрей, из г. Ветлуги.
- Бывший 7 лет без ума поселянин Симеон, из веси Коряковской.
- Бывшая 20 лет слепою женщина Феодосия, из веси Нейской.

Как и поется в акафисте преп. Макарию: "…Радуйся, слепым зрение и всем болящим исцеление подаваяй. …Радуйся, в бедах, напастех и нуждах душевных и телесных утешение и помощь подаваяй. …Радуйся, яко немому уста отверзл еси. Радуйся, яко покаявшемуся во грехах зрение возвратил еси. Радуйся, яко расслабленному здравие даровал еси. Радуйся, яко многи слепыя и немощствующия исцелил еси. …Радуйся, Макарие, предивный чудотворче".

Тропарь преп. Макарию, глас 4

Богомудрый Решемския обители первоздателю, / Богом поставленный монашеского жития столпе, / благописанный досточудного постничества образе, / Богозданный Духа Святаго сосуде, / златозарное Русския земли светило всесветлое, / молим тя, отче Макарие, // светозарною молитв твоих лучею разрешай мрачных страстей наших облак.

Кондак, глас 2

Вторый Моисей явился еси, преподобне, / он бо жезлом море раздели, / ты же страсти, яко Амалика, победил еси, / и непроходную пустыню немятежным умом прошел еси, / в нейже молитвами твоими велие чудо сотворил еси, / гладныя люди до изобилия прекормил еси. / И ныне молися Господеви, / подати всем печальным утешение, / Макарие, отче приснопамятне, / иже обители твоей и всей Российстей земли // похвала и утверждение.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче наш Макарие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва
преподобному и богоносному отцу нашему
Макарию

О преподобне и богоносне отче наш Макарие! Веруем, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради со умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий, не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да милостиво призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам вся, елика сами собою или чрез других кого согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты, подвижниче добродетелей, отче наш Макарие, веси немощь естества нашего и тяжесть и скорбь времен настоящих, моли убо выну Господа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Господа Бога тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, а среди их неослабное терпение до конца. Испроси нам у Господа Бога в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно преити от земли на небо, мытарств же и бесов воздушных и вечныя муки избавитися и сподобитися Царства Небеснаго, с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.