Монастырю в дар передали икону святого, написанную кинешемскими художниками за счет спонсора, пожелавшего остаться неизвестным
Название «Решма» ассоциируется со здравницей, известной на всю страну. Но не многие знают, что санаторный комплекс находится в пяти километрах от самого старинного села Решма. Впрочем, и оно раньше называлось иначе – Нагорное. А историческая Решма была ближе к Волге и, как многие деревни на берегу, в 50-годы была затоплена. От красивейшего храмового комплекса двух сел осталась действующая Никольская церковь с уникальной звонницей и полуразрушенный храм с необычным именем – Пасхальный.
Совершенно дивные места умиротворяют то ли удаленностью от суеты, то ли и правда намоленностью. Местные жители ищут работу в больших городах, а московские дачники скупают там свободное жилье. Ловкие предприниматели понастроили частные отели и гостевые дома, которые до карантина всегда были полны. На этом фоне уединенным и очень скромным показался мне местный Макариев-Решемский женский монастырь, который был основан в конце XIV века преподобным Макарием Желтоводным – Унженским и Решемским чудотворцем.
Я приехала в Решму на событие. Монастырю в дар передавали икону святого, написанную кинешемскими художниками за счет спонсора, пожелавшего остаться неизвестным. Удивительно, что до сих пор в обители, названной в честь Макария, не было ничего подобного. Хранилась там лишь частица его мощей и стояла невысокая старинная сень – красивый строгий элемент внутрицерковной архитектуры в виде балдахина. Как-то само просилось поставить туда ростовую икону самого преподобного, которого почитали здесь издревле. Спросите любого местного, даже маловерующего, знает ли такого – почти каждый ответит: конечно, жил здесь, ходил по этой земле, помогал русским дружинам отражать набеги казанских татар с Волги и польских захватчиков. А монахини добавят, что его молитвами выстоял их монастырь в советское время. За многие века эта обитель, как и эта земля, претерпела всякого лиха.
Икона как рассказ
Написала икону чета кинешемских художников Рогачевых. Валерий и Вера признаются, что не хотели бы внимания к себе и не ожидали, что их обычная работа вызовет такой отклик. «Мы очень смутились, когда настоятельница обители, сестры и священники кланялись нам и благодарили. Для них эта икона имеет огромное значение. А мы почти ничего не знали ни про преподобного Макария Унженского (Решемского), ни про его чудеса. Отец Александр много нам рассказал, попросил отразить какие-то детали жизни святого. Утраченные храмы старого монастыря писали по старым фотографиям. Старались воссоздать ту атмосферу местности, которая, к сожалению, изменилась с тех пор. Вроде та же Волга, так же цветет иван-чай, сохнут на берегу рыбацкие снасти, по реке идут пароходы, только от всех четырех храмов осталось один. Получилась информативная икона, с очень важными символами и говорящими деталями. Здесь на переднем плане преподобный Макарий, а сзади – пейзаж, показывающий красоту».
За спиной у святого
Икона подарена монастырю очень кстати. «Молимся преподобному Макарию Решемскому каждый день, – говорит настоятельница игуменья Феофания. – Ведь он наш, местный. Много веков назад ходил прямо вот здесь, по этой земле, помогал людям. При этом его чтят по всей стране. Теперь, надеемся, с новой иконой всё потихонечку вернется. Батюшка Макарий уже нас посещает, удивляет чудесами и дает возможность восстанавливать не только нашу обитель, но и храм души. Он большой наш помощник. Поэтому мы очень рады, что здесь появилась его икона. Это большое событие».
Создавалась икона соборно. Что именно должно быть на ней отражено, предлагала и матушка настоятельница, и отец Александр – друг и единомышленник сестер обители, который служит по соседству в Покровском храме санаторного поселка Решма. Отец Александр по образованию художник-реставратор живописи, мыслит композиционно и с иконописцами сразу нашел общий язык. Священник готов часами рассказывать, как создавалась икона: «Не сразу заметны на заднем плане три небольшие фигурки монахинь. А это реальные персонажи, которые в разное время были прославлены в летописи монастыря. Например, матушка Анимаиса в советское время отказалась отдать безбожникам ключи от храма и ушла в лес, и они вдруг побоялись разрушить его. Или смотрите, сколько вообще здесь заключено символов, они все имеют значение: и якорь, и волны, и цветы, и камни, и животные. Преподобного же сначала изобразили без четок, потом опомнились и дорисовали, ведь это символ оружия против злого духа. Или вот здесь, видите, сверху солнце и луна. Получается тоже символично: луна – вчерашний день, солнце – новый. И осмысление этой иконы можно так показать: Макарий стоит, предстательствует за Решму пред Богом денно и нощно».
Вообще в последнее время появился новый повод ??? к Макарию Решемскому. Монахини, как и многие их единомышленники, мечтают восстановить почти утраченный Пасхальный храм XVIII века – часть монастырского комплекса, который сейчас остается в полуразрушенном состоянии.
Родник как надежда
На крепких еще стенах видны остатки фресок, сохранилась акустика, которую не раз хвалили певчие кинешемского народного хора. «Вот здесь, на этом месте прямо пели, несмотря на то, что ни окон, ни дверей, ни алтаря и ничего в храме нет, – рассказывает матушка настоятельница. – Ну, надо же как-то рассказывать про него, чтобы люди увидели и захотели помочь. Надо найти пути к различным организациям и фондам, включить его в федеральную программу, которая возрождает церкви по всей России. Сюда приезжают съемочные группы с разных каналов ТВ, снимают красивые ролики. Я думаю, всё важно для привлечения внимания к храму, чтобы начать восстанавливать его всем миром».
Не зря, наверное, после одного субботника в соседней деревне Сергеевке, когда верующие расчищали свалку в овраге, им вдруг открылся источник. Сильная струя, вода вкусная и чистая, даже специалисты подтвердили, сделав анализ, что она пригодна для употребления. Епископ Кинешемский и Палехский Илларион благословил именовать его в честь Макария Унженского чудотворца. Потекла вода, началось движение, Бог послал спонсора, он оплатил художникам работу, они написали прекрасную икону, которая теперь будет стоять под сенью в монастырском храме, люди будут приходить и молиться Макарию и о своем личном, и об общем.