Страницы

понедельник, 30 ноября 2020 г.

"Камертон Божественного звучания". "Пою Богу моему, пока я есть" (псалом 103 стих 33)

Прихожанка монастыря Наталья

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто придумал нотную грамоту и почему именно До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, и что собственно означают названия семи нот?

Изобретателем всемирно известной нотной грамоты считается монах Гвидо Аретинский (Гвидо д'Ареццо), живший в 991-1060 годах нашей эры. Как и все прекрасное, в те времена, нотная грамота зародилась около Флоренции, небольшом городке в Тоскане – Ареццо. Во Флоренции установлен памятник этому монаху.

Гвидо Аретинский (Гвидо д'Ареццо)

Гвидо был учителем музыки и хорового церковного пения при разных храмах, он много путешествовал по Италии, встречался в Риме с Папой Иоанном XIX. Он много трудился над созданием музыкальной грамоты, которая стала бы общепринятой.

Однажды, стараясь придумать более легкий способ заучивания незнакомых мелодий для песнопения, Гвидо придумал систему сольмизации на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю в переводе с латинского языка: "Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн":

   UTqueant laxis
   REsonare fibris
   MIra gestorum
   FAmuli tuorum
   SOLve polluti
   LAbii reatum
   Sancte Ioannes



Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (от латинского слова Dominus – Господь).

Современная интерпретация названий нот выглядит так:
Do – Dominus – Господь
Re – rerum – материя
Mi – miraculum – чудо
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система
Sol – solis – Солнце
La – lactea via – Млечный путь
Si – siderae – небеса

Русское церковное пение занимает особое место в истории искусства: в то время, как светская музыка появилась в России только в конце XVIII в., церковное пение имеет за собой 10-вековую историю. Народная жизнь в России была так тесно связана с церковной жизнью и была так глубоко пропитана религиозным влиянием, что церковное искусство было на Руси народным искусством.

Древнейшей формой русского пения считается так называемое кондакарное пение. Происхождение этого пения загадочно и вне России нигде не найдено. Подобным кондакарям  певческих книг больше нигде нет. В самой России есть всего лишь пять рукописей этого пения, относящихся к XI и XIV вв. Они не расшифрованы. По некоторым основаниям исследователи полагают, что эти напевы появились впервые на русской земле. 

Певцы существовали с первых времен церкви. Певчий, в христианстве, - степень низшего клирика, основная задача которого – петь на клиросе в хоре во время общественного богослужения христианские гимны, молитвы, псалмы. Певчие составляют церковный хор, который находится на клиросе. В больших храмах во время богослужения – два хора, левый и правый, что позволяет петь антифонно. Старший певчий, который руководит хором, называется регентом. Какова же роль регента в хоре? Это серьезное послушание. Прежде чем требовать с других, важно понять меру своей ответственности. Профессионализм регента дает возможность роста, дальнейшего развития хора. Чтобы люди в храме молились, регенту самому нужно молиться. Но не забывать и о своих обязанностях. Нужно быть собранным, сосредоточенным, сохраняя при этом молитвенный настрой, трепет, благоговение перед Богом. И стараться передать это певчим – жестом, взглядом. http://reshma-m.blogspot.com/2020/08/


Служба – это праздник, на котором важно абсолютно все: и священнодействия, и чтение, и пение. Все наполнено глубоким смыслом и торжественностью. Молитвенно – это красиво, с любовью к Богу. 

Когда все выполнено правильно, возникает необъяснимое чувство единства с певчими, священниками, прихожанами. Этого не описать.  

Служба – это тонкий процесс, хор должен звучать или молчать тогда, когда это положено. Церковное пение должно быть эмоциональным, но очищенным от примесей человеческого несовершенства. Песнопение не должно мешать человеку молиться, а должно помогать ему настроиться на камертон божественного звучания.

Многие прихожане, посещающие службы в Макариев-Решемском женском монастыре, отмечают умилительное пение монахинь. 


Видеоролик можно посмотреть пройдя по ссылке https://youtu.be/B_2Kr4Hus4I

Настоятельница монастыря игумения Феофания рассказывает:
Если углубиться в историю обители, то можно увидеть здесь связь времен, ведь с самого образования Макариев-Решемского женского монастыря стройное пение сестер обители завоевало сердца богомольцев чистотой голосов и молитвенной наполненностью. Слава о монашеском хоре летела над Волгой. Помолиться под возвышенное пение монахинь приходили, приезжали, приплывали из многих ближних и дальних мест Костромской и соседних губерний. Мы приведем одно из сохранившихся свидетельств о монашеском хоре монастыря, опубликованное в Костромских Епархиальных Ведомостях № 12 за 1915 год:

“Решемской обители пришлось в течение одного месяца принять самое деятельное участие в двух крестных ходах. Нельзя умолчать здесь, прежде всего, о редкой отзывчивости досточтимой игумении Решемской обители, матери Досифеи. Она изъявила свое согласие на участие в крестных ходах не только святыни своей обители, но и хора, который оказался на высоте своего призвания и своим подвигом сослужил добрую службу миссионерскому делу. С раннего утра Решемские инокини начали свое дело – пение Господу Богу и совершали его почти непрерывно. Всю дорогу они шли пешком, едва успевая в течение кратковременного отдыха, очиститься от пыли и грязи, умыться и переодеться, выпить на ходу стакан чаю. Они всецело отдавались своему делу, увлекаясь переживаемым всеми подъемом духа. Один богатый валяльщик–раскольник в первый раз услышал пение монахинь в с. Шилекше. До того времени он ненавидел все православное и в особенности монахинь. После крестного хода он встретился с монахиней–сборщицей и спросил: "Из какого монастыря?" Та ответила: "Из Решемскаго". Раскольник опустил свою лепту в кружку сборщицы и добавил: "Теперь я всегда буду жертвовать монахиням; раньше я их не знал, ненавидел и всячески ругал". Такую перемену сделало пение монахинь в крестном ходе. Бывали моменты, когда думалось, что переживаешь лучшую пору христианства, первые его дни. И что здесь, между нами, со своими гимнами хор девственниц первых веков”.

Высокая оценка, не правда ли? Сейчас мы на такую не смеем претендовать. За годы, отделяющие нас от чудесной поры существования обители во главе с мудрой, талантливой игуменией Досифеей, наш монастырь поменял месторасположение и стал миниатюрным: уменьшился в несколько раз по площади и количеству насельниц. Соответственно, таков и клирос. Поэтому нет у нас той силы, мощи пения, что была сто лет назад, но все же мы чувствуем себя наследницами сестриц-клирошанок, родных и близких нам по духу, и чувствуем их молитвенную поддержку, как и они, верим, чувствуют нашу любовь и ежедневные молитвы о них. Добавим, что регентом в старом монастыре была сама матушка-игумения Досифея. Вечная им память! 

У нас есть стихи, далекие, правда, от совершенства, самодельные, но написанные от души. Называются они “Воспоминания о монастыре”:

Старый снимок из времен далеких:
Монастырский Троицкий собор -
Помолись у врат его широких
На его божественный убор.
 
У ворот в торжественном моленье
Кедры величавые стоят;
Запах лип и яблоней цветенье
Душу молодую веселят.
 
На востоке чуть заря алеет,
И к молитве тянется душа.
Видишь, как по липовой аллее
Сестры друг за другом в храм спешат.
 
Словно открывается былое -
То, что не вернуть уже назад:
Старый часослов на аналое,
Скромная завеса царских врат...
 
Дьякон службу тихо начинает,
Подал голос звонкий канонарх;
Вслед за ним хор певчих повторяет
Первым гласом "Господи воззвах".
 
Матушка на клиросе на правом
Регентует сестрами сама,
И о хора сестринского славе
Знает Кинешма и слышит Кострома.
 
Дело рук Макария святого -
Старенький колодец под горой.
Напоит он путника больного
Чистою, целебною водой.
 
А над водной гладью, у причала,
С лестницы, сбегающей к волнам,
Хор монахинь Бога величает,
Вознося молитву к Небесам.
 
А по склону - вербы и сирени -
Милый сердцу, незабвенный край!
С каждою молитвой вдохновенной
Ближе становился Божий рай.
 
Где вы, сестры, что так славно пели?
Где ваш монастырь, в какой дали?
Вы как птицы в небо улетели
И с собой обитель унесли...


Историю монастыря можно посмотреть по ссылке здесь:  

Статью о крестном ходе из Костромских Епархиальных Ведомостей от 15 июня 1915 года № 12 приведенную ниже можно тка же прочитать и здесь, на сайте монастыря  http://reshma-m.blogspot.com/2011/11/1915.html#more