Страницы

пятница, 19 декабря 2014 г.

День памяти Николая Чудотворца

 Дорогие наши читатели!

Поздравляем вас с днем памяти любимого всеми святого – архиепископа Мир Ликийских Николая Чудотворца. В этот день многие побывали в храме и смогли в полной мере соприкоснуться со святостью "великого таинника Божия благодати", который незримо присутствовал там и прикасался к нашим душам, возбуждая к сердечной молитве. 

Желаем вам всегда ощущать присутствие великого святого в своей жизни, получать его помощь в отчаянных ситуациях и не отчаиваться и не опускать руки, а с надеждой и упованием взывать к нему и через него получать от Господа нашего Иисуса Христа просимое  и полезное для спасения душ наших.


Святителю отче наш Николае, моли Бога о нас!

суббота, 15 ноября 2014 г.

Панихида на кладбище в Маврино

В конце мая этого года мы исполнили давнишнее желание и съездили на кладбище села Маврино, где, как мы предполагаем, должна быть похоронена первая настоятельница Макариев–Решемского женского монастыря игумения Досифея. Самого села давно уже нет. Все заросло и запущено, на машине проехать было невозможно. Шли пешком, хлюпая водой и отбиваясь от полчища комаров: земля еще не просохла. Бродили по кладбищу в поисках могилы. Но Господь не указал нам места захоронения игумении Досифеи. Напротив алтаря разрушенной Троицкой церкви водружен крест над могилой неизвестного усопшего, судя по всему, ее благодетеля – Орлова Матвея Ивановича (имя и отчество еще предстоит уточнить). Помолились Господу, чтобы Он дал нам знать место упокоения игумении Досифеи, отслужили панихиду на руинах Троицкой церкви обо всех православных христианах, погребенных здесь, и этим были утешены.

О судьбе некоторых священников и сестер Макариев-Решемского монастыря после его ликвидации в 1927 году

После революционных событий 1917 года Макариев-Решемской обители пришлось привыкать к новым условиям жизни. Ее преобразовали в трудовую артель. Трудиться монахиням было привычно, вся жизнь монашеская проходит в трудах, и не малых. Выращивали овощи, стегали одеяла, но не забывали главного своего делания – молитвы, безропотного терпения всех жизненных невзгод, прощения обид, сохранения данных Богу монашеских обетов, словом, такого внутреннего устроения, которого и ждет Господь от преданных Ему людей. Они по-прежнему были добры и отзывчивы к селянам и в ответ чувствовали их поддержку. Матушка Досифея, предчувствуя, что не за горами закрытие обители, позаботилась о приобретении жилья для сестер, и когда в 1927 году монастырь закрыли, они не остались бездомными. Сама Матушка с частью сестер переехала в село Маврино под Кинешмой, где и окончился ее земной жизненный путь в начале 1935 года. Там же, в Маврино, ныне не существующем, она и погребена.

О судьбе некоторых священников монастыря и сельских приходских храмов, а также сестер Макариевской обители нам удалось узнать в этом году из следственных дел, с которыми, по истечении 75 лет, нам любезно позволили ознакомиться сотрудники УФСБ по Ивановской области. С нами вместе работал над документами костромской историк Зонтиков Николай Александрович. В общем-то, только благодаря его помощи мы и узнаем новые факты далекого прошлого нашего монастыря, за что очень ему признательны.

Итак, по порядку:

I. Протоиерей Ширяев Михаил Павлович, 1868 года рождения. Служил в Макариев-Решемском монастыре с самого начала после его преобразования в женский, т. е. с августа 1901 года. В 1916 году был переведен в Кинешму благочинным. При советской власти являлся священником Благовещенского храма Кинешмы. Проживал по адресу: г. Кинешма, ул. Пленная Слобода, дом 26. Арестован 19.07.1928 г. Ему было предъявлено обвинение в том, что он не только поддерживал связь с так называемыми «иоаннитами», но и духовно окормлял их. Иоанниты – это поклонники и последователи святого праведного Иоанна Кронштадтского. Их общины обретались во многих городах России, в Кинешме – на приходе Благовещенской церкви. Организатором и руководителем кинешемской группы был Маликов Федор Федорович, уроженец Нижнего Новгорода. В свое время он проходил действительную военную службу в Кронштадте. Будучи болен экземой обратился за помощью к отцу Иоанну Кронштадтскому, который дал ему святого масла для излечения, и Маликов исцелился. В 1911 году он переехал в Кинешму, устроился сторожем в Благовещенский храм. Постепенно вокруг него собрались почитатели праведного Иоанна Кронштадтского и образовалась целая община. Все они были арестованы вместе отцом Михаилом Ширяевым и обвинялись в том, что «проводили среди окружающих антисоветскую агитацию, распространяли пораженческие слухи, пропагандировали среди населения сектантское учение Иоанна Кронштадтского». Согласно заключению по материалам уголовного дела от 08.10.1928 г. протоиерей Михаил Ширяев лишался права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону, в означенных губерниях и округах Ивановской губернии с прикреплением к определенному месту жительства сроком на 3 года. Остальные приговорены к различным срокам лишения свободы и ссылкам. О дальнейшей судьбе отца Михаила Ширяева неизвестно. К делу приложена справка о реабилитации от 26.06.1997 г. Портрет отца Михаила Ширяева, равно как и портрет игумении Досифеи, мы можем видеть в фотомонтаже Макариев-Решемского монастыря, искусно сработанном для монастырского буклета.

II. В августе 1927 года в советской печати была опубликована Декларация митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности к советской власти с предложением молитвенного поминовения правящей власти в церковном богослужении. В ответ на это в среде епископов и священства появились группы оппозиционеров, не принявших декларацию. Одной из таких оппозиционных групп была кинешемская, возглавляемая епископом Николаем (Голубевым), который прервал всякое духовное общение с митрополитом Сергием и призывал священников Кинешемского викариатства также отойти от митрополита Сергия и вступить в общение с церковью, управляемою митрополитами Петром (Полянским) и Иосифом (Петровых). С тех, кто присоединялся к нему, владыка брал особые подписки. В ночь на 09.09.1929 г. группировка, в которую входили, кроме Владыки Николая, епископ Варлаам (Ряшенцев), кинешемские и ярославские священники и миряне, была арестована. Среди арестованных находились священники, имеющие отношение к Макариево-Решемской обители:

Священник Иван Иванович Румянцев, 1889 года рождения. С 16.09.1912 г. служил в Макариев-Решемском женском монастыре дьяконом, возможно, до рукоположения в священники в 1923 году. В этом же году был арестован и отпущен через 3 недели. Следующий арест последовал 08.09.1929 г., когда Румянцев служил в церкви с. Воскресенское Кинешемского района. Обвинялся в общении с епископами Василием (Преображенским) и Николаем (Голубевым). Действительно, отец Иоанн Румянцев близко знал Владыку Василия Кинешемского. Он познакомился с ним во время посещения епископом Макариев-Решемского монастыря в 1919 году, неоднократно потом встречался с ним, ездил к нему в Кострому, когда он был там в ссылке. Что касается епископа Николая, то отец Иоанн дал подписку о присоединении к нему и предлагал сделать это знакомым священникам, в частности, священнику Решемского прихода Никольскому Димитрию Петровичу, священнику Сретенской общины г. Юрьевца Нарбекову Ивану Александровичу. Отец Иоанн Румянцев был осужден на 3 года лишения свободы с пребыванием в концлагере. Обвинительное заключение по делу таково: «Совместно с другими лицами, используя религиозные предрассудки масс верующих, вел организованную работу и агитацию, направленную к подрыву и ослаблению советской власти». После возвращения из заключения отец Иоанн служил в церкви с. Воздвиженское, там же и проживал с семьей. В очередной раз был арестован 19.02.1937 г. Обвинялся «в причастности к контрреволюционной группе, именуемой «Истинная Православная Церковь», основанной епископом Василием (Преображенским). Собирал сборища в своем доме, вел антисоветскую пропаганду. Вел среди рабочих фабрики им. Демьяна Бедного агитацию против коммунистов, распространял провокационные слухи о положении рабочего класса в СССР, поддерживал связь с ссыльным духовенством и оказывал им материальную помощь» и т. п. «Из работниц фабрики им. Демьяна Бедного организовал нелегальную церковно-монархическую группу последователей ссыльного епископа Василия» и т. д. Вместе с ним были арестованы кинешемский священник Разумов Константин Васильевич и несколько фабричных работниц. Осужден на 5 лет с пребыванием в исправительно-трудовом лагере. Из заключения не вернулся. О его судьбе в ссылке неизвестно. Справка о реабилитации Румянцева И.И. от 15.03.1991 г. выдана его дочери Смирновой А.И., проживавшей в г. Наволоки по ул. Чапаева, 46.

Румянцев Иван Иванович. Родился в 1889 г., с.Каргино, Макарьевский у., Костромская губ.; б/п; священник Кресто-Воздвиженской церкви. Проживал: с.Воздвиженское, Наволокский р-н, Ивановская обл.. 
Арестован 20 февраля 1937 г. 
Приговорен: ОС НКВД СССР 15 июня 1937 г., обв.: 58-10, 11. 
Приговор: 5 лет лишения свободы Реабилитирован 7 апреля 1989 г. Источник: Архив НИЦ "Мемориал" (Санкт-Петербург) Источник

Священник Иван Александрович Нарбеков, 1891 года рождения. Данных о периоде служения в Макариев-Решемском монастыре пока не имеется. Можно предположить, что он служил в обители вместе с Румянцевым И.И., с тех пор они и были знакомы. В первой половине 20-х годов отец Иоанн еще в монастыре. Это подтверждает сохранившаяся фотография, на которой он запечатлен с игуменией Досифеей, епископом Филаретом, сестрами и диаконом Василием Белитским, о котором точно известно, что он начал свою монастырскую службу в 1923 году. Когда Нарбеков перешел в Сретенский храм Юрьевца (может быть, после закрытия монастыря?) и был ли судим до 1929 года –неизвестно. Арестован 09.09.1929 г. в составе оппозиционной группировки во главе с епископом Николаем (Голубевым). И хотя не давал подписки о присоединении к Владыке Николаю, однако был осужден «за внедрение антисоветских идей в широкие слои верующих через письменную и устную агитацию и пропаганду» на 3 года ссылки в Северный край. О дальнейшей его судьбе мы не знаем. По некоторым сведениям, он был расстрелян. К сожалению, в УФСБ по Ивановской области иных документов по священнику И.А.Нарбекову не имеется.

Нарбеков Иван Александрович. Родился в 1891 г., д.Куниково, Костромская обл.; русский; б/п; Бывший священник Сретенской церкви г.Юрьевца. Проживал: г.Юрьевец, Ивановская обл..  Приговорен: КОГПУ 3 января 1930 г., обв.: 58-10, 11. 
Приговор: ВЫСЛАТЬ В СЕВЕРНЫЙ КРАЙ НА 3 ГОДА Реабилитирован 22 июня 1993 г. Прокуратура Ярославской обл. Источник: Архив НИЦ "Мемориал" (Санкт-Петербург) Источник

Иеромонах Алексий (Голубев Алексей Мефодьевич), 1889 года рождения. Проживал в Кривоезерском мужском монастыре до его закрытия. О знакомстве с ним упоминает на допросе священник Румянцев И.И., говоря, что тот часто приезжал в Макариев-Решемский монастырь. Арестован 09.09.1929 г. в составе оппозиционной группировки епископа Николая (Голубева). На момент ареста проживал и служил в с. Маврино. Осужден на 3 года лишения свободы с пребыванием в концлагере. После возвращения из заключения служит в церкви с. Соболево Юрьевецкого района. Духовно окормляет сестер Макариев-Решемского монастыря, часто посещает их общинки в Маврино, в Мячевой Пустыни (возможно, и в других местах). Очередной арест последовал 04.10.1937 г. Вместе с ним арестованы сестры, проживавшие в Мячевой Пустыни, а также иеродиакон церкви с. Соболево Юрьевецкого района Циганков Степан Федорович (по всей вероятности, также бывший монах Кривоезерской обители) и церковный сторож с. Соболево Юрьевецкого района Мочалов Семен Иванович. Обвинение, предъявленное иеромонаху Алексию: «Руководил антисоветски настроенной группой церковников, в Соболевской и Кокуевской церковных сторожках организовывал контрреволюционные сборища, вел антисовесткую пораженческую агитацию и распускал провокационные слухи контрреволюционного содержания». По постановлению судебного заседания Тройки УНКВД Ивановской области от 11.10.1937 г. иеромонах Алексий (Голубев), иеродиакон Степан (Циганков) и церковный сторож Мочалов Семен Иванович приговорены к высшей мере наказания.

Личность иеромонаха Алексия (Голубева) очень интересна. Известно, что он неоднократно посещал Макариев-Решемский женский монастырь до его закрытия. Возможно, он уже в то время был духовником сестер. Был лично знаком и дружествен с Владыкой Василием Кинешемским, и они не раз встречались в Решме при посещении Владыкой монастыря. Был он знаком и с блаженным ВикторомРаевским, жившим при монастыре (о нем подробно в книге игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия») и виделся с ним в Мячевой Пустыни у сестер после закрытия монастыря. Еще один интересный факт, касающийся иеромонаха Алексия (Голубева). Этим летом (2013 г.) к нам в гости в монастырь приезжали прихожане храма г. Родники, где хранятся мощи преподобной Анимаисы Острецовской. Они передали нам старую тетрадочку с пожелтевшими листами, исписанную старинным почерком духовными стихами и песнями. Тетрадка когда-то принадлежала одной из старых прихожанок храма, уже почившей. Прочитав ее, мы сделали вывод, что прихожанка эта была, по-видимому, близко знакома с сестрами монастыря. Возможно, в тех краях поселилась и жила не одна монахиня Анимаиса – сейчас уже известно, что география расселения сестер после закрытия обители была довольно широка, и они не селились по одной. Среди написанного была обнаружена так называемая «Песнь изгнанных сестер Решемского монастыря». Но самая интересная находка – это старательно переписанная записка-послание с таинственной подписью «известный вам И.А.Й.Г.» Мы расшифровали ее таким образом: «известный вам Иеромонах АлексиЙ Голубев» – и почти уверены, что правы. Вероятно, сестры переписывали и передавали друг другу завет пастыря. История жизни этого человека стала нам так близка, а память о нем настолько дорога, что, кажется, он и до сих пор связан незримо с монастырем и духовно его окормляет.

Голубев Алексей Мефодьевич/ Родился в 1889 г., д. Андревки, Ивановская обл.; Источник: Книга памяти Ивановской обл.

Голубев Алексей Мефодьевич. Родился 07.08.1889, д.Андреевка, Юрьевецкий у., Костромская губ.; русский; б/п; Бывший священник церкви с.Соболево Юрьевецкого р-на. 
Арестован 31 августа 1937 г. 
Приговорен: Тр. УНКВД Ивановской обл. 11 октября 1937 г. 
Приговор: ВМН Расстрелян 11 октября 1937 г. Место захоронения - г.Иваново. Реабилитирован 3 апреля 1989 г. Источник: Архив НИЦ "Мемориал" (Санкт-Петербург)

Голубев Алексей Мефодьевич/ Родился 07.08.1889, д.Андреевка, Юрьевецкий у., Костромская губ.; русский; б/п; Бывший священник церкви с.Соболево Юрьевецкого р-на. 
Приговорен: КОГПУ 3 января 1930 г., обв.: 58-10, 11. 
Приговор: Лишить права проживания в 12 круп.городах СССР на 3 года Источник: Архив НИЦ "Мемориал" (Санкт-Петербург)

III. Диакон Василий Николаевич Белитский, 1904 года рождения. В первый раз был арестован 15.02.1930 г. в составе большой группы, включающей священника прихода села Решма Никольского Димитрия Петровича (о котором речь впереди) и жителей сел Решма, Нагорное, деревень Суворова, Сергеевка, Якушево, Будилова. На время ареста был диаконом в церкви села Решма.  Из его показаний на допросе: «Я с 19 лет служил в монастыре в Решме диаконом с 1923 года. Меня очень любила игумения мать Досифея, с которой я до сих пор знаком». Ему было предъявлено обвинение в том, что он с помощью монахинь проводил антисоветскую агитацию, направленную на срыв мероприятий советской власти по коллективизации и самообложению. Однако решением тройки при ОГПУ по ИПО от 25.04.1930 г. был из-под стражи освобожден. В скором времени, 08.01.1931 г., опять арестовывается в составе группы жителей сел Решма, Нагорное, Пеньки и деревень Косихино, Заглядки, Порзднево, Малаховка, Кондраково, Галашино, Вахнева, Будилова. Обвинялся как руководитель торгашеско-кулацкой группировки, члены которой «вели среди крестьян антисоветскую агитацию против сельхоззаготовок, займа, самообложения, организации МТС, используя для этого собрания, отдельные группы людей и одиночек крестьян». В соответствии с решением судебного заседания тройки при П. П. ОГПУ по ИПО приговорен к лишению свободы на 3 года с высылкой в Северный край. К делу приложена справка о реабилитации Белитского Василия Николаевича от 19.05.1992 г. О дальнейшей его судьбе неизвестно.

IV. Священник Димитрий Петрович Никольский, 1895 года рождения. С 1930 года служил в церкви с. Решма. 08.02.1930 г. был арестован в составе большой группы (24 чел.) жителей сел Решма, Нагорное, деревень Суворова, Сергеевка, Якушево, Будилова. В обвинительном заключении говорится, что «в пределах Нагорновского, Мухортовского с/с и округа села Решма – Нагорное представляют почти незатронутые революцией пункты. Исключительно торговые села до чрезвычайности засорены бывшими торговцами, баржевладельцами и кулаками, которых в населении обоих пунктов насчитывается до 40 %». Никольскому было предъявлено обвинение в организации и руководстве торгашеско-кулацкой группировкой, которая вела систематическую антисоветскую агитацию на базаре с. Решма, где еженедельно собиралось около 1500 крестьянских подвод, в сельских чайных, на собраниях крестьян и т. д., в результате чего в районе Решма-Нагорное нет ни одного колхоза, не выполняются планы самообложения, хлебозаготовок, образовалась громадная недоимка налогов. По приговору тройки ОГПУ (протокол судебного заседания от 15.02.1930 г.) священник Никольский Димитрий Петрович и четверо жителей с. Решма были осуждены на 8 лет лишения свободы с содержанием в концлагере, остальные получили 5 лет лишения свободы.  Однако в 1933 году он возвратился из ссылки, о чем мы узнаем из архивного дела 1937 года, и продолжает служить в церкви с. Решма. Причина столь скорого освобождения не указана. 02.10.1937 г. вновь был арестован. По делу с ним проходили: его отец Никольский Петр Алексеевич, дьячок Решемской церкви; Курганов Павел Александрович, священник церкви с. Никола-Эз; Круглова Мария Васильевна, бывшая торговка, содержательница чайной в с. Решма, активная церковница; Корыгина Анна Константиновна, бывшая насельница Макариев-Решемского монастыря, активная церковница; Куляшева Ульяна Герасимовна, бывшая насельница Макариев-Решемского монастыря, активная церковница. Священника Никольского в очередной раз обвинили в организации и руководстве контрреволюционной церковной группой, «которая проводила систематическую контрреволюционную агитацию среди колхозников». В частности, в характеристиках, выданных председателем Решемского сельсовета на обвиняемых Круглову и Корыгину, говорится: «Круглова ведет антисоветскую систематическую агитацию, распространяет провокационные слухи о голоде и нищете в СССР. Имеет связь с попами, у себя в доме собирает контрреволюционные нелегальные сборища. Имеет связь с попом Никольским и Колобовым, а также с монахинями Решемского монастыря Куляшевой и Корыгиной. Антисоветски настроенная. Корыгина – активная церковница тихоновской ориентации, имеет связь с попом Никольским, Кургановым, монахиней Куляшевой. У себя в доме устраивает нелегальные котрреволюционные сборища. Среди населения ведет систематическую контрреволюционную агитацию». По постановлению тройки УНКВД по Ивановской области от 08.10.1937 г. священник Димитрий Петрович Никольский, его отец Петр Алексеевич Никольский, Круглова Мария Васильевна, Корыгина Анна Константиновна приговорены к высшей мере наказания. Куляшева Ульяна Герасимовна осуждена на 10 лет отбывания наказания в исправительно-трудовом лагере. Она вернулась в Решму в 1948 году, где ей позволили проживать, установив за ней агентурное наблюдение. Куляшева Ульяна скончалась в с. Решма, дожив до преклонного возраста. Погребена на сельском кладбище. В 1958 году после неоднократных проверок постановление тройки УНКВД от 08.10.1937 г. отменили за недостаточностью улик и дело прекратили. О Кругловой Марии Васильевне и Корыгиной Анне Константиновне упоминается в известной книге игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия». Обе они были близки с блаженным Виктором Раевским. В настоящее время в селе никто не помнит о Кругловой М.В.и Корыгиной А.К., хотя они были уроженками с. Решма, равно как и Куляшева У.Г. Не осталось здесь ни Кругловых, ни Корыгиных, ни Куляшевых, ни многих других старинных фамилий прежней слободы Решма и села Нагорное. Их можно найти только в архивных записях или на старых могилах сельского кладбища.

Никольский Дмитрий Петрович. Родился в 1895 г., с. Нагорное, Ивановская обл.; Источник: Книга памяти Ивановской обл.Источник

Попутно надо сказать еще об одной сестре монастыря Румановой Прасковье Евгеньевне, 1886 года рождения. Она проживала в с. Решма после закрытия монастыря. Была арестована 17.10.1930 г. и осуждена постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 14.12.1930 г. к 3 годам высылки в Казахстан. Дело ее направлено в прокуратуру Ивановской области для решения вопроса о реабилитации, поэтому нам его не предоставили. Однако нам известно из рассказа жительницы с. Решма Сидневой Евдокии Александровны, что после ссылки Руманова возвратилась в Решму и проживала в избушечке с сестрой монастыря Машей (фамилии ее она не помнит), которая пасла коз. Прасковья Ивановна рассказывала Сидневой Е.А., что ей в ссылке повезло: она попала в прислуги к начальству, нянчила детей, была в тепле и сытости. В 1948 году к ним присоединилась возвратившаяся из ссылки Куляшева У.Г. В Решме была еще одна избушка, где жили сестры Физа (Житкова Анфиса Никифоровна) и Саша (фамилия не установлена). Саша занималась традиционным монашеским занятием в то время – стегала одеяла. Вполне возможно, что в Решме жили и другие сестры, но Сиднева Евдокия Александровна приехала в село уже в 70-х годах и застала в живых только Пашу, Сашу, Машу, Физу и Ульяшу (так называет их Евдокия Александровна). Были они уже в очень преклонном возрасте, и Евдокия Александровна взяла на себя труд ухаживать за ними. Погребены они на сельском кладбище, но мы нашли пока только могилы Румановой Прасковьи Евгеньевны и Житковой Анфисы Никифоровны.

V. Кучина Прасковья Константиновна, 1893 года рождения. Проживала в Макарьев-Решемском женском монастыре с 1914 по 1924 годы, несла послушания на кухне и на скотном дворе. Буянова Анна Алексеевна, 1895 года рождения, монахиня Макариев-Решемского монастыря. Обе сестры жили с 1926 года в с. Покров-Масленниково Сокольского района в доме при сельской церкви. Впервые были арестованы в 1933 году, но за прекращением дела освобождены. Следующий арест последовал 05.06.1936 г. Обвинялись в причастии к контрреволюционной церковной группе, проведении контрреволюционной деятельности среди населения, организации нелегальных антисоветских сборищ, антиколхозной и пораженческой агитации, проведении чтений контрреволюционных рукописей с призывом к борьбе против советской власти. Осуждены на 3 года лишения свободы Постановлением особого совещания при НКВД СССР от 21.08.1936 г. К делу приложена справка о реабилитации, выданная прокуратурой Ивановской области 24.09.1996 г. О дальнейшей судьбе сестер неизвестно.

Кучина Прасковья Константиновна. Родилась в 1893 г., д. Салыдово, Ивановская обл.; Источник: Книга памяти Ивановской обл.Источник 
Буянова Анна Алексеевна. Родилась в 1895 г., д. Облезово, Ивановская обл.; Источник: Книга памяти Ивановской обл.Источник


VI. Семенова Анна Ивановна, 1886 года рождения. Бывшая монахиня Макариев-Решемского монастыря, в котором она жила продолжительное время вплоть до его ликвидации. Ремизова Анастасия Георгиевна, 1881 года, также монахиня Макариев-Решемской обители. Арестовывалась в 1929 году (подробностей этого ареста в деле нет). Сестры жили в с. Мячева Пустынь Юрьевецкого района. 04.10.1937 г. их арестовали вместе с иеромонахом Алексием (Голубевым), являвшимся их духовным руководителем и часто посещавшим их. Сестры обвинялись в контрреволюционной деятельности в составе антисоветски настроенной группы церковников, о чем уже говорилось выше. Как уже было сказано, проходящие по этому делу иеромонах Алексий (Голубев), иеродиакон Степан (Циганков) и церковный сторож Мочалов Семен Иванович были приговорены к высшей мере наказания. Сестер же ожидало десятилетнее заключение в исправительных лагерях. О дальнейшей их судьбе неизвестно.

VII. 04.08.1935 г. была арестована группа сестер Макариев-Решемского монастыря. В обвинительном заключении УНКВД по ИПО читаем: «По сведениям, имевшимся в распоряжении Кинешемского РО НКВД, группа монахинь бывшего Решемского монастыря, расселившихся после его ликвидации в рабочих поселках г. Кинешмы, создали нелегальный «монастырь» под названием «Сестры Макарьевской обители», и прикрывшись им как церковной организацией, проводили антисоветскую деятельность среди рабочих и колхозников ближайших селений… На основании этих материалов активные участники группы в числе 7 человек были арестованы и привлечены к ответственности по ст. 58 п. 10 и 11 УК РСФСР… Проведенным следствием установлено: ликвидированная контрреволюционная группа монашек, т. н. «Сестры Макарьевской обители», создана игуменией бывшего Решемского монастыря «ДОСИФЕЕЙ» (так в оригинале) (умершей в начале 1935 года). После смерти Досифеи группу возглавила и осуществляла руководство казначея Зиновьева Матрона Гавриловна (монахиня Гавриила) того же монастыря.

Обвинялись:
1.        Драчкова Глафира Михайловна (монахиня Арсения), 1870 года рождения, проживавшая в Кинешме по ул. 8 Марта, д. 32. «Являлась руководителем контрреволюционной группы, принимала участие в нелегальных сборищах, вела агитацию против мероприятий советской власти, поддерживала связи с контрреволюционной ссылкой и оказывала материальную помощь последней».
2.     Хавроничева Евлампия Полиевктовна (монахиня Евдокия), 1884 года рождения, проживавшая в Кинешме по ул. 8 Марта, д. 32. Работала уборщицей в больнице.
3.          Сибакина Анна Александровна (монахиня Алексия), 1882 года рождения, проживавшая в Кинешме по ул. 8 Марта, д. 12. Работала уборщицей в медтехникуме.
4.            Серова Евдокия Ивановна, 1884 года рождения, проживавшая в Кинешме по ул. Коммунальный пер., д. 3. Работала уборщицей в медтехникуме.
5.                   Жукова Клавдия Дмитриевна, 1898 года рождения, проживавшая в Кинешме по ул.1-я Нагорная, д. 15. Работала оспопрививательницей при горздравотделе.
6.               Иванова Юлия Андреевна, 1898 года рождения, проживавшая в Кинешме по ул. Коммунальный пер., д. 3. Работала уборщицей в аптеке здравотдела.
7.                  Шуракова Мария Алексеевна, 1893 года рождения, проживавшая в с. Маврино в церковной сторожке.

Сестрам предъявлялось обвинение: «Проводили агитацию против колхозного строительства, карточной системы на хлеб, распускали всякого рода провокационные слухи о скором падении советской власти, сопровождая это одобрением убийства тов. Кирова и сочувствием расстрелянным террористам. Распространяли церковно-монархическую литературу и стихи антисоветского содержания».

Да, действительно, хотя Макарьев-Решемский монастырь в селе Решма закрыли в 1927 году, но он продолжал существовать в новых условиях. Монастырь – это прежде всего семья, состоящая из единомышленников, раз и навсегда выбравших путь жизни в Боге, отрекшихся для этого от мира и готовых претерпевать совместно все скорби до конца. Матушка Досифея с частью сестер поселилась в Маврино, остальные поблизости, в заранее приобретенных домах. Сестры продолжали быть в послушании у своей игумении, периодически посещали ее для совместных богослужений и духовных бесед, для взаимной поддержки в непростых условиях жизни. Когда Матушка умерла, руководство сестрами закономерно перешло к монахине Гаврииле, долгие годы являвшейся ближайшей помощницей и сподвижницей игумении Досифеи. Духовным отцом монахинь был ранее упомянутый иеромонах Алексий (Голубев) из Кривоезерского монастыря. (Этот монастырь был расположен напротив г. Юрьевца на противоположном берегу Волги. Закрыт вскоре после революции и затоплен водами Горьковского водохранилища). В свидетельских показаниях одной из арестованных сестер Шураковой Марии Алексеевны, жившей в Маврино в церковной сторожке, читаем: «Сестры никакой агитацией не занимались. Они вели духовные беседы с приходящими, старались укреплять в них веру, жертвовали чем могли на церковь. Монахиня Михаила (Загоскина Серафима Кузьминична) отдала 45 монастырских книг на сохранение, передано также 10 риз и 3 стихаря, которые принадлежали иеромонаху Алексию. Сестры считают его своим духовным отцом. И я, следуя его наставлениям, твердо решила свою жизнь посвятить исключительно служению Богу, а поэтому сторожку, в которой проживаю, я считаю странноприимным домом и устраиваю на ночлег всех лиц, пришедших на моление в с. Маврино, а также готовлю для них чай. В результате создания уюта, бесед монахинь и частого посещения села Маврино отцом Алексием и образовалось паломничество отдельных работников и колхозников в Маврино». Все 7 сестер были осуждены на 3 года лишения свободы с ссылкой в Архангельскую область. В деле присутствует заключение прокурора Ивановской области от 11.06.1992 г. о их реабилитации. О дальнейшей их судьбе неизвестно.

Кроме названных, в деле фигурируют имена еще нескольких сестер, не подвергшихся аресту: Мигунова Надежда Константиновна, Драчкова Мария Михайловна – сестра осужденной монахини Арсении (Драчковой Глафиры Михайловны), Борисова Елизавета, Загоскина Серафима Кузьминична (монахиня Михаила), Гурдюмова Марина, Чижева, Астафьева, Парфенова.

О Шураковой Марии помнит Лидия Павловна Смирнова, проживающая в Кинешме. Она родилась и долгое время проживала в д. Малая Мишутиха неподалеку от Маврино. Лидия Павловна поведала, что в сторожке при храме с. Маврино проживала монахиня Платонида и ее келейница Маша (действительно, в показаниях Шураковой мы нашли упоминание, что она проживает вместе с Шалкиной Платонидой). Семья была набожной, мама частенько посылала Лидию Павловну или ее старшего брата Бориса с продуктами в Маврино, к матушке Платониде. По ее воспоминаниям, монахиня Платонида была очень строгой, а ее келейница Маша простой и доброй. Матушка Платонида умерла в с. Маврино и погребена там же. Шуракову Марию брат Лидии Павловны Борис, которому сейчас уже 92 года, как-то встретил в Кинешме у 25-го магазина. Было это приблизительно в 60-х годах прошлого века. Она ему сказала, что живет у кого-то в Кинешме.

VIII.      Следующее дело: Черноберевская Анна Яковлевна, 1898 года рождения. В Макариев-Решемском монастыре жила с детства. Родители умерли, когда ей было 7 лет, двоюродные сестры-монахини взяли ее на воспитание в монастырь, в котором она находилась до его закрытия. С 1927 года проживала в г. Юрьевце вместе с Давыдовой Натальей Ивановной, Кряжевой Елизаветой Макаровной, Крепышевой Александрой Павловной –также бывшими насельницами Решемской обители. В 1938 году они были арестованы и обвинялись в антисоветской деятельности в составе группы церковников. Осуждены на 5 лет ссылки в Архангельскую область и Коми АССР.

После ссылки Черноберевская Анна Яковлевна вернулась в Кинешму и жила у своей двоюродной сестры Драчковой Марии Михайловны по ул. 8 Марта, д. 3. 26.05.1949 г. вторично арестована. Ей совершенно бездоказательно вменялась в вину связь в прошлом с участниками антисоветской группы церковников, и постановлением Особого Совещаний при Министре ГБ СССР от 13.07.1949 г. ее отправили в ссылку на поселение в Красноярский край.

Давыдова Наталья Ивановна после ссылки уехала в г. Владимир к своим родным. Работала поваром. Арестована 02.04.1951 г. за свою причастность в прошлом к антисоветской группировке. Постановлением Особого Совещания при Министре ГБ СССР, как социально опасный элемент, осуждена на 5 лет ссылки в Карагандинскую область. Неизвестно, вернулась ли она оттуда, так как по данным дела в 1958 году ни ее, ни Крепышевой Александры Павловны в живых уже не было. 29.12.1958 г.  Президиум Ивановского областного суда постановил отменить прежние постановления об осуждении сестер и дела прекратить за отсутствием состава преступления. Справка об этом постановлении выдана 14 января 1959 г. Черноберевской Анне Яковлевне, проживавшей в то время в Кинешме по ул. 8 Марта, д. 30.

IX.             Монахиня Анимаиса (Мария Михайловна Смертина) родилась 15 июля (2 июля по старому стилю) 1875 года в деревне, именуемой "Починок Михаила Петровича" (ныне деревня Кокоулинцы Октябрьского района Костромской области). О детстве и юности угодницы Божией почти ничего неизвестно. В 1900 году Мария Смертина поступила в Макарьев-Решемский монастырь. Приняв монашеский постриг с именем Анимаиса, насельница жила в трудах и усердных молитвах до закрытия обители в 1927 году. Ведомая гласом Божиим, монахиня Анимаиса пришла в город Родники, и, получив благословение у настоятеля Ильинской церкви протоиерея Петра Лебедева (новомученика), отправилась в село Острецово. Здесь она поселилась в сторожке при Свято-Троицкой церкви и несла послушание по уборке храма, пропитание добывала стеганием одеял и подшивкой валенок. Вела столь благочестивую жизнь, что люди из многих сел и деревень потянулись к ней за добрым советом, и всех она наставляла участливо и с любовью. Когда власти закрыли храм в селе Острецово для богослужений, матушка Анимаиса пришла к жительнице села Ольге Ивановне Цыплаковой со словами: "Возьми ключи от храма, и, даже если мне будет угрожать расстрел, не отдавай их никому, пока в церковь не придет православный священник". Скоро в сторожку нагрянули местные власти и потребовали открыть храм. Монахиня ответила, что у нее нет ключей. Произвели обыск, но ничего не нашли. Работники сельсовета были разгневаны, но взламывать дверь не решились, оставив подвижницу в покое. Кончина праведницы последовала 14 июня 1963 года. Зимой 1946 года в село приехал священник Иоанн Клевцовский. Церковь открыли, и взору священника предстало нетронутое убранство храма. Казалось, что люди покинули его недавно, а вовсе не 10 лет тому назад. Особенно празднично выглядела Иверская икона Божией матери, написанная на горе Афон. Перед этой иконой матушка Анимаиса молилась в прежние годы особенно усердно. Память о монахине-праведнице Анимаисе местные жители хранили с благоговением и любовью и даже молитвенно обращались к ней за помощью в скорбях и болезнях и получали просимое: больные исцелялись, в семьях прекращались раздоры, суды оправдывали узников, потерявшие близких получали утешение.

18 сентября 1997 года – день обретения святых мощей угодницы Божией монахини Анимаисы. Некоторое время она широко почиталась как местночтимая святая, а вскоре была прославлена в лике святых новомучеников и исповедников российских Русской Православной Церкви как преподобная Анимаиса Острецовская. Ее святые мощи хранятся ныне в Родниках.

Такова далеко не полная картина судеб дорогих нашей памяти отцев и сестер богоспасаемой Макариев-Решемской обители. В настоящее время продолжается подготовка к изданию (предположительно, в 2015 году) многолетнего труда об истории слободы Решма и Макариев-Решемского монастыря, автором которого является костромской историк Николай Александрович Зонтиков.

Что касается других мучеников, в начале этого (2013) года мы получили возможность ознакомиться с некоторыми документами. В плане канонизации нас заинтересовало дело Кругловой Марии Васильевны, уроженки и жительницы села Решма, глубоко верующей и пострадавшей за веру. Она была расстреляна 8 октября 1937 года в г. Иваново. На допросах вела себя мужественно, ни на кого не донесла, виновной себя не признала, в отличие от других.

Также мы заинтересованы ближе ознакомиться с материалами дела по иеромонаху Алексию (Голубеву), так как о нем мы впервые узнали из документов, касающихся сестер. В настоящий момент готовится запрос в УФСБ по Ивановской области.

Доклад прочитан на краеведческой конференции в г. Кинешме в 2013 году настоятельницей Макариев-Решемского женского монастыря игуменией Феофанией (Губайдулиной).

Краткая история Макариев-Решемского монастыря в селе Решма

Согласно преданию, Макариев-Решемский монастырь был основан предположительно в самом конце ХIY века преподобным Макарием Желтоводским и Унженским.

Существует несколько житийных версий преподобного Макария, в которых можно найти немало противоречий и белых пятен. Он родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье знатных благочестивых супругов Иоанна и Марии. В 12-летнем возрасте тайно оставил отеческий дом и ушел в Печерский Вознесенский монастырь близ города, где принял иноческий постриг от настоятеля монастыря архимандрита Дионисия. Здесь он проводил строгую подвижническую жизнь в течение 13-14 лет, до поставления архимандрита Дионисия во епископа Суздальского в 1374 году. После отъезда духовного наставника Макарий недолго оставался в Печерской обители. О нем уже шла слава как о великом подвижнике, благодатном молитвеннике. Чтобы избегнуть эту преграду на пути духовного совершенствования, преподобный, опять тайно, скрылся из монастыря. Перед ним открылся долгий путь странничества, полный непростых испытаний. Подробности и последовательность событий этого периода жизни святого теряются во глубине веков.

воскресенье, 2 ноября 2014 г.

Сегодня День тезоименитства нашего Владыки Преосвященнейшего Илариона, епископа Кинешемского и Палехского

Ваше Преосвященство, дорогой Владыко Иларион!

С чувством глубокого почтения поздравляем Вас с днем Вашего Небесного покровителя!

Примите от нас искренние пожелания благодатной помощи свыше, крепкого здоровья и духовного преуспеяния.

Молим Господа, да пошлет Он Вам Свои богатые милости, а Божественная благодать, почивающая на Вас, да укрепит Вас паки и паки на многие годы и умножит Ваши силы на трудном и ответственном пути пастырского служения.

С любовью о Господе, игумения Феофания с сестрами монастыря.

четверг, 30 октября 2014 г.

"Дела давно минувших дней..."

Наш маленький скромный монастырь, переживший в прошлом времена упадка, расцвета и разгона, продолжает свою современную историю в условиях, сходных с некоторыми из этих периодов. Пытаемся учиться на прошлом опыте, по крупицам собираем сведения о нашей обители. Источники их – исторические архивы, сообщения если не очевидцев, то их потомков, работы узких специалистов-историков, а то и просто художественная литература.

суббота, 8 марта 2014 г.

Память святого Феодора Тирона. Освящение колива

















В пятницу первой седмицы Великого поста после литургии происходит освящение «колива» в память святого великомученика Феодора Тирона.Великомученик Феодор Тирон принял мученическую кончину в 306 году за то, что отказался вкусить идоложертвенную пищу. Через шесть лет после его смерти христианство стало дозволенной и негонимой религией. Но в 361 году к власти в Константинополе вновь пришел противник христианства – император Юлиан Отступник. Он решил надругаться над христианами и в первую неделю Великого поста распорядился окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках столицы, рассчитывая, что христиане употребят в пищу эти продукты, то есть невольно принесут жертву языческим богам. Однако святой великомученик Феодор явился во сне архиепископу Константинопольскому и предупредил его о злом умысле императора. Святой велел передать всем постящимся, чтобы они сварили пшеницу из домашних запасов и сдобрили ее медом. Таким образом верующие христиане избежали поругания. Пшеничная (или рисовая) каша с медом называется коливом или кутией.

пятница, 7 марта 2014 г.

"Душе моя, душе моя, востани, что спиши!"

Мы вошли в открытые двери Великого поста. Для каждого из нас наступило драгоценное время обновления и начала новой жизни во Христе, не потерять бы его! Господь даровал нам средство избежать вечного отчуждения от Него возможностью углубиться в самих себя, вспомнить и осудить свои помышления, греховные движения, поступки, пережить тяжесть своих грехопадений. Богослужения Великого поста, его умилительные песнопения и покаянные молитвы, множество земных поклонов удивительным образом воздействуют на наше грешное сердце, если только оно не заросло совсем непроницаемой корой себялюбия.

понедельник, 3 марта 2014 г.

"Се – время благоприятное, се – время покаяния"

«Постное время светло начнем» – взывает святая Церковь при наступлении Великого поста и в целом ряде умилительных песнопений призывает нас радоваться тому, что «прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков» (стихира в 1-й день поста), ибо «преблагословенна благодать всечестнаго поста» (седален во вторник).

В то же время святая Церковь напоминает нам, что истинный пост состоит не в одном только телесном воздержании: пост, «приятный и благоугодный Господеви»  это «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления» (стих. в понедельник 1-й седмицы поста).

воскресенье, 9 февраля 2014 г.

Подари дрова!

В начале уходящей недели Решма приняла эстафету акции «Подари дрова». Одной из первых получила топливную помощь многодетная семья Гурылевых, совсем недавно пережившая большую беду – дотла, со всеми вещами, документами, сгорел дом, в котором было прожито тридцать лет. Слава Богу, все остались живы. В семье пять детей мал-мала-меньше, молодые папа с мамой, дедушка-инвалид и бабушка. Администрация села сразу же выделила пострадавшим хороший дом. Селяне, в большинстве своем люди очень добрые и отзывчивые, поспешили помочь, чем могли. Мы также не остались в стороне. Теперь семья осваивается на новом месте. Очень обрадовались дровам и горячо благодарили.

вторник, 21 января 2014 г.

Послесловие к праздникам

Быстро летит время. Вот уже позади Святые дни или попросту Святки, завершившиеся праздником Богоявления. В древности он назывался Днем Светов, ныне этот день именуется праздником Крещения, Богоявления и Просвещения, и вот почему:
Христос ради грехов человеческих принимает крещение в водах Иордана и этим полагает начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы для отпущения грехов и соединения с Богом. Во время Крещения Отец Небесный говорит о Крещаемом как о Сыне Божием и Дух Святый сходит на Христа в виде голубя. Таким образом явилась миру Святая Троица – «Троическое явися поклонение», поэтому праздник называется Богоявлением. Благодаря Крещению мы просвещены Троическим светом, вся наша жизнь «светлеется Троическим единством». Просвещение разумом Божества способствует нашему духовному возрастанию.

суббота, 11 января 2014 г.

Рождественская епархиальная елка

9 января в здании драматического театра имени А.Н. Островского города Кинешмы состоялась Рождественская елка. На рождественское представление собрались дети и взрослые со всей Кинешемской епархии. Это был настоящий детский праздник. Дети принесли Рожденному Богомладенцу свои творческие дары – песни, спектакль, исполнение на музыкальных инструментах. На сцене выступили детские и студенческие коллективы городов Иваново, Кинешмы, Наволок, а также Пестяков. Детские улыбки вызвала постановка «Кот в сапогах». Участники Рождественского спектакля в словах и песнях сюжета смогли донести до зрителей то, что человеческое счастье заключается не в богатстве, а в доброте, верных друзьях, любви окружающих нас людей. Настоящую волну восторгов вызвал русский танец «Деревня». Удивил зрителей цирковой номер группы из г. Наволоки – «Веселые ребята».  Дети продемонстрировали свои умения в области акробатики, жонглирования, воздушной гимнастики. Ребята из Ивановского музыкального училища смогли своими голосами изобразить настоящий хор церковных колоколов. В конце программы Владыка Иларион, епископ Кинешемский и Палехский, произнес слово, в котором поздравил с великим праздником Рождества Христова всех участников и зрителей.  В фойе театра детей уже ждали игры и хороводы.

среда, 8 января 2014 г.

Собор Пресвятой Богородицы

Сегодня, во второй день Рождества Христова, святая Церковь установила праздник в честь Богоматери – Собор Пресвятой Богородицы. В этот день все православные христиане собираются в храмах, чтобы молитвенно почтить Матерь Божию.

После свершения тайны Боговоплощения святому семейству пришлось претерпеть многие испытания: бегство в Египет от Ирода, возвращение во Святую Землю, поселение в Назарете, откуда начался жертвенный путь Христа. Везде с Ним Его Пресвятая Мать, Пречистая Богородица. Она шла за Сыном и на Голгофу и присутствовала при Его крестных страданиях и смерти. Поэтому святая Церковь, прославляя явление в мир Господа нашего Иисуса Христа, не может не вспоминать Его Матерь, Пресвятую Деву Марию, послужившую великой тайне – через Нее миру явилось Солнце Правды.

понедельник, 6 января 2014 г.

С Рождеством Христовым!


Шаг за шагом, день за днем шли мы к празднику Рождества Христова дорогой поста и, наконец, время привело нас к яслям Богомладенца.

В эту ночь Бог открывается нам Таким, Каким человек Его не мог ни помыслить, ни выдумать. Задолго до Рождества Христова люди пытались создать себе представление о том, каков их Бог. В этих образах воплощалось все самое высокое и желанное, в них Бог велик и всемогущ. Человек не мог себе представить Его явление в образе Младенца в Вифлеемских яслях, он не избрал бы Бога обнищавшего, гонимого, в Котором, по слову пророка Исайи, нет ни вида, ни величия (Ис. 53, 2). Возможно, некоторые из нас замечали, что когда мы просим Господа о чем-либо, Он исполняет просимое, но совсем не так, как мы по человеческому мудрованию ожидали и представляли. Вот и в Рождественскую ночь, ради того, чтобы понести грехи наши, Бог не приходит во всей Своей Силе, а становится одним из нас, принимает на себя все наше человеческое, кроме греха. Он стал, как мы, чтобы нам быть, как Он.

воскресенье, 5 января 2014 г.

Приезд в обитель Преосвященнейшего Владыки Илариона

«Меня не раз занимал вопрос, – писал в своих размышлениях о праздниках митрополит Вениамин (Федченков), – почему при учреждении христианства, и целых триста лет, нужны были и оказались прежде всего мученики. Преподобные пришли после. И теперь вот, перед Рождеством, всё память мучеников, мучениц, преподобно-мучениц… Точно драгоценное ожерелье из самоцветных камней на иконе Рождества Господа…»

Один из этих драгоценных камней – святая великомученица Анастасия Узорешительница, память которой мы сегодня праздновали. Сей день для нас праздничный вдвойне, так как ознаменовался приездом в обитель Преосвященнейшего Владыки Илариона. В конце богослужения, которое прошло тихо, спокойно и благоговейно, Владыка в словах, обращенных к сестрам и прихожанам обители, коснулся значения подвига великомученицы Анастасии и благодарил за теплый прием. Затем, за трапезой в монастыре, он беседовал с Матушкой игуменией и сестрами, отвечал на вопросы, приводил интересные примеры из своего монашеского опыта, давал советы и наставления. С Владыкой всегда интересно общаться, разговор выходит живым, непосредственным, содержательным и, главное, душеполезным. Расставаться не хотелось, но у Владыки масса дел и нерешенных проблем. Помоги ему Господь во всех его делах! Мы очень благодарны Владыке Илариону за духовную поддержку и отеческую заботу о монастыре.