Страницы

суббота, 15 ноября 2014 г.

Краткая история Макариев-Решемского монастыря в селе Решма

Согласно преданию, Макариев-Решемский монастырь был основан предположительно в самом конце ХIY века преподобным Макарием Желтоводским и Унженским.

Существует несколько житийных версий преподобного Макария, в которых можно найти немало противоречий и белых пятен. Он родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье знатных благочестивых супругов Иоанна и Марии. В 12-летнем возрасте тайно оставил отеческий дом и ушел в Печерский Вознесенский монастырь близ города, где принял иноческий постриг от настоятеля монастыря архимандрита Дионисия. Здесь он проводил строгую подвижническую жизнь в течение 13-14 лет, до поставления архимандрита Дионисия во епископа Суздальского в 1374 году. После отъезда духовного наставника Макарий недолго оставался в Печерской обители. О нем уже шла слава как о великом подвижнике, благодатном молитвеннике. Чтобы избегнуть эту преграду на пути духовного совершенствования, преподобный, опять тайно, скрылся из монастыря. Перед ним открылся долгий путь странничества, полный непростых испытаний. Подробности и последовательность событий этого периода жизни святого теряются во глубине веков.

По одному из житийных повествований, хранящихся в Костромском областном архиве, преподобный поселился на берегу реки Лух вблизи от впадения в нее речки Добрицы. Вначале он жил один. Затем к нему стали присоединяться другие иноки, и постепенно в этом месте возник небольшой монастырь и селение рядом с ним. По благословению Макария иноки построили храм во имя Богоявления Господня, ограду, кельи. Селение же стало называться Богоявленским. Преподобный назначил игумена из числа братии, а сам, по любви к отшельничеству, в очередной раз оставил обитель. Далее, согласно этому житию, он вернулся на Волгу в Нижегородское княжество и основал второй монастырь у озера Желтые Воды во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. В это время преподобный был уже в преклонных летах, поэтому напрашивается вывод, что основную часть жизни святой провел на реке Лух, о чем говорится и в приведенном житийном повествовании.

Однако в наших краях сохранилось предание, из которого известно, что преподобный действительно подвизался какое-то время на реке Лух, построил там храм и, возможно, хотел основать монастырь, но ему пришлось покинуть село по причине недоброжелательного и даже враждебного отношения к нему местных жителей, которых он назвал "худыми людьми". Причем ушел он оттуда чудесным образом: уплыл по реке на камне. С тех пор село утратило свое прежнее название "Богоявленское" и до сих пор официально зовется Худынским, хотя, по преданию, местные жители раскаялись и просили прощения у преподобного. Не сохранился и монастырь. Остался только Богоявленский храм в селе Худынском, построенный в 1841 году взамен старого и в настоящее время являющийся приходским.

Это же предание сообщает нам о том, что после Луха, откуда ему пришлось уйти, преподобный Макарий пришел на Волгу и облюбовал нагорное место на ее берегу неподалеку от слободы Решма. Здесь он устроил себе келью и проводил жизнь свою в посте и молитве, пока о нем не узнали жители близлежащих селений. В предании повторяется лухская история возникновения монастыря: объединение вокруг святого подвижника желающих проводить под его руководством иноческую жизнь, строительство храма во имя Богоявления Господня, назначение игумена монастыря, уход Макария из обители. К сожалению, эта версия не нашла письменного отражения в древних рукописях, либо не сохранилась в древних источниках, поэтому некоторые историки, опирающиеся только на существующие источники, пренебрегают ею.

Итак, возникновение Макариев-Решемского монастыря, как уже упоминалось, относится к концу XIY века. В то время преподобный еще был полон сил. В Нижний Новгород, как известно, он вернулся будучи в преклонном возрасте. О том, куда после Решмы направил свои стопы святой странник, можно только строить догадки. 

Есть предание, что святой странничал по северным землям. Неслучайно в прежние времена его почитали как покровителя Северной Руси. Что касается нашего времени, то можно привести любопытный факт, изложенный в журнале "Фома", в февральском номере 2012 г., в публикации "Север и сопричастные", где говорится, что в селе Архангело Архангельской области "…память преподобного Макария Унженского – это праздник, а Воздвижение Креста Господня – это не праздник, так как его никто из местных уже не помнит и не знает." Конечно плохо, что верующие северяне не знают о великих православных праздниках, но то, что они до сих пор сохранили почтенную память о преподобном Макарии говорит о незримой связи с далеким прошлым Руси.

Но вернемся к Решме. Преподобный ушел, оставив за собой основанный им монастырь. Не сохранилось сведений о его первоначальном состоянии, о местоположении же известно, что прежде он находился на берегу Волги под горой. Об этом свидетельствовали человеческие останки (и даже вериги), обнаружившиеся при обработке земли на том месте. Сей факт указывает на то, что здесь когда-то находился храм и кладбище при нем, т. к. вплоть до советского времени усопшие, как правило, погребались при храмах. Эти сведения имеют источником брошюру о Макариев-Решемском монастыре, которую составил И. Баженов. Издана она была дважды, в 1904 и 1906 годах в Костромской губернской типографии. Из нее нам известно, что обитель преподобного Макария имела нелегкую судьбу. Прежде всего, он был почти нищим, перебивался случайными приношениями почитателей преподобного Макария, но худо-бедно все же как-то существовал. К началу XYII века, можно сказать, дышал на ладан. В Смутное время, когда города и села Поволжья страдали от польско-литовской интервенции, в 1609 году обитель и слобода Решма подверглись нападению поляков под предводительством пана Лисовского. Народная дружина Решмы и близлежащих деревень во главе с решемским крестьянином Григорием Лапшой отразили противника. Избавление от хорошо обученных воинскому искусству и вооруженных до зубов врагов местные жители считали чудом и видели в этом незримую помощь преподобного Макария, которого они в эти тяжелые времена не переставали просить о помощи. В самом деле, многие города и села были разграблены, сожжены, жители жестоко убиты, а небольшая Решма с ее простыми мужиками-защитниками смогла устоять против столь серьезного противника. Преподобный был их покровителем и надеждой, молитвенником и ходатаем пред Господом. К нему за защитой обращались не только решемцы, но и все жители Среднего Поволжья, и они получали ее, о чем сохранились сведения в летописных источниках. В 1612 году князь Дмитрий Пожарский с войском из добровольцев направлялся из Нижнего Новгорода в Ярославль, а оттуда в Москву. Известно, что он ночевал в Решме. Князь был молитвенником и не мог не посетить местного храма и помолиться о победе, тем более, что ожидалась решающая схватка с врагом. Если попытаться представить себе эту ситуацию, то можно предположить, что князь весьма огорчился убогостью храма и обители в целом.

После того, как Москва была освобождена от интервентов, а русские города и села залечивали раны от войны, жители Решмы, в благодарность преподобному Макарию, решили возобновить жизнь его обители на новом месте - на горе, под которой она первоначально находилась. В монастырских документах, которые до нашего времени не дошли, но упоминаются в брошюре 1904-1906 гг., под 1684 годом говорится о деревянном храме с пятью престолами: Святой Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы,Вознесения Господня, Преподобного Макария и великомученицы Екатерины. Известный костромской историк Зонтиков Николай Александрович, который непосредственно занимается историческими исследованиями села Решма и Макариев-Решемского монастыря, склонен утверждать, что прежде XYII века монастыря в Решме не существовало, а построен он решемцами по обету, как и многие монастыри и храмы, возникшие после Смутного времени и посвященные преподобному Макарию. Можно с этим согласиться, ведь не найдено ни одного исторического документа, в котором хотя бы косвенно упоминалось об основании святым монастыря в Решме или о его существовании до XYII века. Николай Александрович предполагает, что существовал храм под горой, но он был приходским. Но здесь возникает недоумение. Дело в том, что издревле храмы старались строить на самом лучшем и видном месте, на возвышенности, в центре и т. п. Почему решемцы не сделали этого? Ведь местный ландшафт позволял им найти такое место. А этот храм находился даже и не в самой Решме, а вблизи ее. Зачем им нужно было строить храм вне села? Это совсем не характерно для русской православной традиции. И здесь вопрос остается открытым. Мы верим, что неспроста осталось живым предание о посещении этих мест преподобным, о колодце, который он сам ископал, об основании им монастыря, которому, к сожалению, повезло не так, как двум другим его детищам – Желтоводскому и Унженскому. Он основал их, когда его земная жизнь приближалась к завершению, когда он стал уже широко известным и глубоко почитаемым благодатным старцем. Этим монастырям покровительствовали цари и князья, они получали богатую помощь деньгами, землей и лесом от своих благодетелей.

Что же наш монастырь? Построив обитель на горе, жители Решмы обязались содержать ее на свои средства (Решемская слобода не была бедной). Однако наступившее после Смуты мирное и спокойное время помогло забыть обещания: монастырь оставался бедным и безвестным. Благодарение Богу, что при учреждении монастырских штатов при императрице Екатерине Решемская Макариева обитель не была упразднена, но оставлена в числе заштатных на собственных способах содержания. Монахи не имели ни земельных угодий, ни хотя бы малых участков леса, поэтому зачастую им нечем было даже отапливать здания монастыря. В брошюре описывается случай, когда в 1785 году настоятель обители Евфимий и братья выловили на Волге днище старого судна – подобным способом добывания дров им нередко приходилось пользоваться. Но жители Решмы, некий Зубчанинов со товарищи, отобрали добычу у бедных монахов. Настоятель был ими избит и с помощью слобожан посажен вместе с братьями в съезжую избу на целые сутки. 

В 1796 году к монастырю была приписана Рождественская пустынь на реке Нодога за Волгой. Пустынь сама была нищей и не решила проблем монастыря. В 1797 году по распоряжению императора Павла монастырю была пожертвована мельница на реке Мера в 60 верстах от него, которая за отдаленностью отдавалась в аренду. Впоследствии при старании настоятелей в обитель понемногу стали поступать незначительные земельные угодья, и только в 1870 году один московский купец пожаловал монастырю сразу три поля. С этого времени положено начало монастырскому хлебопашеству. Некоторые средства получали монахи от совершения молебнов в часовне, устроенной на пристани частного владельца, во время недолговременной остановки пароходов Общества "Самолет", а также от сдачи в аренду двух торговых лавок, принадлежавших монастырю (во время еженедельных базарных дней и Макарьевской ярмарки, ежегодно проходившей в день памяти преподобного 7 августа (по н. ст.) под стенами монастыря). Но эти средства можно назвать мизерными.

Кроме переживаний от материальных недостатков монастырь испытывал лишения от стихийных природных бедствий. В 1844 году сильнейшая буря нанесла значительный урон монастырю. В 1854 году пожаром уничтожен деревянный корпус. В 1855 году сгорели каменные кельи около храма. В этом же году выгорели слобода Решма и село Нагорное, поэтому жителям нечем было помочь монастырю. Обитель все больше нищала и приходила в упадок, несмотря на то, что в числе ее настоятелей были люди деятельные и радеющие о благосостоянии монастыря.

В 1894-95 гг. в монастыре оставалось 5-6 человек, тяготящихся пребыванием в монастыре и желающих поступить в более богатую обитель. В 1895 году Преосвященный Костромской Епархии Виссарион обратился в Священный Синод с прошением упразднить Макариев-Решемский монастырь и преобразовать его в богадельню. Этому предложению воспротивились жители Решмы и близлежащих селений и стали ходатайствовать перед Священным Синодом об оставлении монастыря преподобного Макария, боясь потерять своего покровителя и молитвенника. В результате пятилетнего рассмотрения этого вопроса было решено монастырь оставить, но преобразовать его в женский, о чем вышел соответствующий указ Священного Синода от 14 июля 1901 года.

Настоятельницей Макариев-Решемского женского монастыря была утверждена игумения одного из монастырей Костромской епархии Досифея (в миру Ипатова Фелицата Ивановна). Родилась она в 1851 году в г. Судиславле Костромской губернии в крестьянской семье. Семи лет была отдана родителями в Костромской Богоявленский монастырь, в 1900 году назначена настоятельницей Свято-Троицкого женского монастыря Костромской епархии. В августе 1901 года Матушка Досифея с сестрами в количестве более 100 человек прибыла в Макариев-Решемский монастырь. 26 августа 1901 года состоялось его торжественной открытие, во время которого была отслужена божественная литургия. Игумения Досифея являлась к тому времени уже опытной руководительницей и активно принялась за дело восстановления монастыря, так как она приняла его в ужасающем состоянии. В первую очередь был отремонтирован храм во имя Святой Троицы с приделами преподобного Макария и великомученицы Екатерины (он был построен в 1767 году вместо обветшавшего деревянного). Обновлены старые кельи, построены новые здания. В двух верстах от монастыря устроен кирпичный завод, на берегу Волги – собственная пристань с часовней, где совершались молебны во время остановок пароходов. Монастырь имел хорошо налаженное хозяйство: скотный двор, поля, огороды, сады, большую пасеку. На территории монастыря, прежде неопрятной и неухоженной, посадили цветы и декоративные растения. Обитель прославилась стройным пением сестер. Молитвенная атмосфера, установившаяся в монастыре, благочестие игумении Досифеи и сестер, их простое и доброжелательное отношение к прихожанам – жителям слободы Решма, села Нагорное и близлежащих деревень, благотворно действовали на окружающих и будили в них ответное чувство любви и признательности. 

Матушка заботилась о дальнейшем благоустройстве обители, особенно о строительстве нового храма, так как старый был тесным и ветхим. 25 июля 1911 г. была произведена его закладка, давшая начало строительству, которое до конца не суждено было довести. Началась первая мировая война, средств стало недоставать. Стены нового храма были уже завершены окнами, но своими силами продолжать строительство было невозможно. К тому же в ноябре 1916 года Господь послал тяжелое испытание - в монастыре случился пожар. Сгорели два каменных корпуса, скотный двор, сараи. Погибли несколько голов скота, весь годовой запас корма, все принадлежности сельского и домашнего хозяйства, вся сбруя и все летние и зимние экипажи. Нужна была помощь благотворителей. В январе 1917 года монастырь был вынужден выпустить листок-воззвание с проникновенным обращением и мольбой о помощи: "Убытки громадны. А горя бедной обители нет конца… Конечно, вместе с праведным Иовом мы должны сказать: "Господь дал, Господь и взял"… Но мы дерзаем воспользоваться и словами Господа нашего: "Стучите, и отворят вам", дерзаем подойти к вашему сердцу и постучать: откликнитесь на нашу нужду, отрите наши слезы! Боголюбивые христиане, помогите нам! Не забудьте, что дающий нищему не оскудеет!"

Дальнейшие обстоятельства сложились так, что помощи ждать было уже не от кого. Февральская революция, следом октябрьская и затем – их последствия. Обители пришлось привыкать к новым условиям жизни. Ее преобразовали в трудовую артель. Трудиться монахиням было привычно, ведь вся жизнь монашеская проходит в трудах, и не малых. Выращивали овощи, стегали одеяла, но не забывали главного своего делания – молитвы, безропотного терпения всех жизненных невзгод, прощения обид, сохранения данных Богу монашеских обетов, словом, такого внутреннего устроения, которого и ждет Господь от преданных Ему людей. Они по-прежнему были добры и отзывчивы к селянам и в ответ чувствовали их поддержку. Возможно, поэтому никто из сестер не был репрессирован в последние годы существования монастыря. Матушка Досифея, предчувствуя, что не за горами закрытие обители, позаботилась о приобретении жилья для сестер, и когда в 1927 году монастырь закрыли, они не остались бездомными. Сама Матушка с частью сестер переехала в село Маврино (ныне не существующее) и в начале 1935 года умерла. Погребена она там же. Часть сестер осталась в Решме, остальные расселились в Кинешме, Юрьевце и близлежащих селах и деревнях. В тридцатых годах многие из них были арестованы и сосланы.

Многие селяне, общавшиеся при жизни с монахинями, помнившие и Матушку Досифею, и священнослужителей монастыря и приходов, перешли в мир иной. Мы их, к сожалению, не застали и вынуждены довольствоваться не рассказами очевидцев, а обрывочными сведениями.

На территории прежнего монастыря в настоящее время находится село, пролегает центральная улица. На месте храма выстроена средняя школа. Никто не помнит, где строилось новое здание храма. Старый храм, ограда и некоторые здания монастыря разобраны в 40-е годы для строительства военного аэродрома. Скорее всего и недостроенный храм постигла та же участь. Сохранились только каменные двухэтажные здания (бывшие сестринские корпуса), в которых в настоящее время размещены сельская администрация и детский дом, а также вековые липы и березы у школы, видевшие монахов и слышавшие их молитвы и стройное пение. Вот и все свидетели, увы, бессловесные.

Но монастырь не умер, он ожил и живет теперь уже на новом месте. Дело в том, что приблизительно с середины XYIII века в слободе Решма, расположенной в виде длинной улицы вдоль Волги под горой, и в селе Нагорном, тесно примыкающим к слободе, но находящимся на горе (то есть над Решмой) началось строительство храмов. Нагорненский комплекс, состоящий из летнего Воскресенского и зимнего Никольского храмов, расположился на горе, а слободские: зимний (Смоленской Божией Матери и праведного Иоанна Рыльского), летний (Христорождественский) – на террасах по склону горы, повыше слободы. В советское время храмы слободы Решма были полностью разрушены, в селе Нагорном остались руинированный Воскресенский храм и в относительно целом состоянии Никольский храм, который жители села в 1990-1991 годах восстановили. В 50-х годах в связи со строительством Горьковского водохранилища прекратила свое существование старая слобода Решма, ее мощеную улицу покрыли волжские воды. Но название героической слободы решили увековечить (сел Нагорных немало, а Решма одна) и переименовали село Нагорное в село Решма. В Никольском храме стали служить на радость селянам. В 1992 году из Киево-Печерской Лавры приехало несколько монахов и образовали при храме монашескую общину, которая вскоре выросла в монастырь. Без всяких сомнений его назвали в честь преподобного Макария в память о прежнем монастыре. Что удивительно, история повторилась! В 2006 году после 14 лет существования мужской монастырь преобразован в женский. Все, что можно было сделать за эти годы мужскими руками для благоустройства монастыря, к сожалению, сделано не было. Потеряно время, утрачены уникальные материальные возможности, которые существовали в 90-х годах, когда нетрудно было найти людей, имеющих средства и желающих помочь. Для строительства монастыря практически ничего не было сделано. Все заботы опять легли на хрупкие женские плечи. Только сейчас это не 150 сестер, крепких крестьянок, а 10 насельниц со здоровьем, соответствующим нашему времени.

В прошлые годы сестрами монастыря велась работа в областном архиве по переписи метрических записей о упокоении Решемского (1812 – 1917 гг.) и Нагорненского (1847 - 1918 гг.) приходов. Дело в том, что рядом с нашим Никольским и руинированным Воскресенским храмом находятся большие старинные кладбища. Остался один единственный гранитный памятник 1913 года, остальные исчезли. На кладбищах погребено множество людей, когда-то бывших прихожанами храмов. И мы должны за них молиться, это наш прямой долг. Среди них священнослужители, мещане, крестьяне, отставные и служащие солдаты, люди из других губерний, умершие по дороге, огромное количество детей, в основном младенцев. Хоронили не только жителей Решмы и Нагорного, но и окрестных деревень, приписанных к здешним приходам. Многих деревень уже давно нет, и из коренных решемчан и нагорненцев практически никого не осталось.

Напомню, что при Макариев-Решемском монастыре существовал колодец, ископанный, по преданию, самим преподобным. Вода в нем была вкусной и считалась целебной. При Матушке Досифее над колодцем построили часовню, разрушенную в советское время. Колодец также не сохранился, нынешние жители о его местонахождении точных сведений не имеют.

В заключение хочется сказать о промысле Божием в истории многострадального Макариев-Решемского монастыря и, конечно же, о святом покровителе этого избранного Богом, веками намоленного места. То, что монастырь, несмотря на его тяжелую судьбу, не прекращает своего существования, вселяет в нас уверенность, что преподобный Макарий здесь, в Решме, все же был, хотя и нет на то исторических доказательств. И не просто был, но жил и молился, и основал обитель, о которой не перестает заботиться и поныне. Мы это чувствуем и благодарим Бога за то, что он принимает молитвы Своего угодника, преподобного Макария Решемского, о нас, недостойных, и по его святому ходатайству не оставляет нас, благословляет наши труды и подает Свою благодатную помощь.

Доклад прочитан на краеведческой конференции в г. Кинешме в 2012 году настоятельницей Макариев-Решемского женского монастыря игуменией Феофанией (Губайдулиной).