На круглом столе с приветствиями выступили митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф и митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт.
С докладами выступили:
от Ярославской митрополии – игумен Свято-Успенского Адрианова мужского монастыря села Адрианова Слобода Ярославской епархии игумен Платон (Шуняев), игумения Мологского Покровского женского монастыря и Архиерейского подворья храма Успения Пресвятой Богородицы поселка Ваулово Рыбинской епархии игумения Клавдия (Анисимова),
от Костромской митрополии – казначей, благочинный Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря иеромонах Никон (Косярум), насельница Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского епархиального монастыря Костромской епархии монахиня Елене (Гарановой),
от Владимирской митрополии – благочинный Боголюбского Аликсиевского монастыря города Владимир иеромонах Дионисий (Пелевин), настоятельница Успенского Княгинина монастыря города Владимир игумения Нина (Соколюк)
от Ивановской митрополии – насельник мужского монастыря Животворящего Креста Господня Шуйской епархии иеромонах Александр (Фомин), игумения Никольского женского монастыря города Приволжск игумения Анатолия (Баршай).
Резолюцию круглого стола огласил председатель его редакционной комиссии епископ Кинешемский и Палехский Иларион.
Участники круглого стола также посетили Введенский женский монастырь города Иваново.
Резолюция круглого стола монашествующих Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской митрополий «Пополнение братства обители. От чего это зависит?»
Архипастыри, игумены и игумении монастырей из Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской митрополий, собравшись по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, после совместного совершения Божественной литургии, на круглый стол для обсуждения проблемы пополнения братства иноческих обителей постановили:
- Благодарить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за благословение представителям монашествующих Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской митрополий собраться для братского общения и обсуждения значимых вопросов пополнения братств иноческих обителей.
- Считать проблему пополнения братства обителей важнейшей в существующих условиях демографического кризиса, оскудения пастырских и иноческих призваний.
- Обращая особое внимание на слова святителя Игнатия (Брянчанинова) «Монашество есть установление Божие, отнюдь не человеческое», призвать монашествующих Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской митрополий к усердной молитве Господу, дабы он направил стопы ищущих Его в стены иноческих обителей.
- Признать, что должное пополнение монашеского братства зависит напрямую от степени их правильного духовного устроения. Святитель Василий Великий так описывает идеал монашеского внутреннего уклада: «Здесь отец один, и подражает Небесному Отцу, а детей много, и все стараются превзойти друг друга благорасположением к настоятелю, все между собою единомысленны, услаждают отца доброхвальными поступками, не узы естественные признавая причиною сего сближения, но вождем и блюстителем единения соделав Слово, Которое крепче природы, и связуемые союзом Святого Духа». Попадая в среду такого братства или сестричества, паломники и трудники проникаются ее духовной красотой и стремятся влиться в этот союз спасающихся.
- В «Положении о монастырях и монашествующих» говорится (9): «Монастырская жизнь в последовании Евангелию и древним святоотеческим традициям, — это наиболее убедительная проповедь о Христе, которую могут нести монашествующие миру». Следует отметить, что это одновременно и средство привлечения к такой жизни новых лиц.
- Поступление в монастырь является ответственным решением как для новоначального, так и для всего братства или сестричества, что делает исключительным время испытания для желающих монашеского жития. Святитель Василий Великий пишет о желающих принять монашество: «Должно вводить их в приличные упражнения, долговременностью и трудными подвигами испытывая их суждение, чтобы безопасно допустить их, если найдем в них некоторую твердость, а в противном случае отослать от себя, пока еще не приняты». Обратить особое внимание руководства иноческих обителей на необходимость неукоснительного соблюдения норм «Положения о монастырях и монашествующих», касающихся периодов трудничества и послушничества (6.1 и 6.2).
- Особое внимание следует уделять духовной работе с трудниками, неукоснительно, согласно «Положению о монастырях и монашестве» (6.1), по возможности, отделяя их от наемных рабочих, трудящихся в монастыре по трудовому договору и не имеющих намерения поступать в монастырь, а также паломников и волонтеров, остающихся в монастыре на ограниченный срок. Привлекать трудников (трудниц), то есть не причисленных к братии, но несущих монастырские послушания лиц, к жизни монастырского братства (сестричества), максимально вовлекать их в богослужение, собеседовать с ними.
- Монашеский путь, как дело особого церковного служения, соединён с сугубым самоотречением. Каждый кто стремится взойти на этот путь спасения и каждый, кто решает принять ли такое благое изволение, должны беспристрастно взвесить имеются ли необходимые качества для совершения этого пути и как основательно это решение. Святитель Василий Великий пишет о желающих принять монашество: «Должно вводить их в приличные упражнения, долговременностью и трудными подвигами испытывая их суждение, чтобы безопасно допустить их, если найдем в них некоторую твердость, а в противном случае отослать от себя, пока еще не приняты». Обратить внимание игуменом и игумений монастырей на необходимость строгого следованию «Положению о монастырях и монашествующих» в вопросе сроков искуса для пришедших в монастырь лиц. Такой искус в большинстве случаев, не может длиться менее трех лет.
- Монашество как образ терпения, смирения и послушания, отсечения своей воли, воздержания и целомудрия, чистоты и святости, подражания Христу, следует рассмотреть в самом начале духовного пути, исходя из побуждений человека, жаждущего монашеское житие. Преподобный Макарий пояснял: «Одно принятие образа (монашеского) нимало не поможет без дел, приличных оному: самоотвержения, смирения, терпения, любви и прочее. Не одни только правила от нас требуются, а исправление жизни». Посему всякий вступающий в монашество должен помнить: «Желаешь монашества? Оно состоит не в одежде, но в смирении, терпении, любви».
- Не все ищущие монашества могут понести крест монашеского жития. Следует учесть опыт предшествющей жизни и наличие родительского благословения. По словам святителя Феофана Затворника: «Родительское благословение надо вымолить, чтобы оно сопутствовало тебе».
- Отметить, что в «Положении о монастырях и монашествующих» уже на стадии приема в трудники/трудницы отмечается (6.1) необходимость со стороны игумена/игумении обращать внимание «на возможное наличие внешних препятствий к поступлению в монастырь. Такими препятствиями являются, в частности, несовершеннолетие, состояние в браке, наличие несовершеннолетних детей, требующих опеки, нахождение под судом или следствием, наличие долговых обязательств или обязательств по выплате алиментов, состояние физического или психического здоровья, делающее человека неспособным к нахождению в общежитии».
- Создавать условия для трудников и послушников при прохождении послушнического искуса для внимательного изучения Священного Писания и основных аскетических творений святых отцов. При этом они должен руководствоваться советом и благословением игумена или духовника.
- Отметить необходимость особого попечения архипастырей не только о жизни иноческих обителей в целом, но и о пребывающих в них новоначальных, ибо согласно «Положению о монастырях и монашествующих» (6.2) «все вопросы, связанные с пребыванием трудников и послушников в монастыре, находятся в ведении игумена и духовного собора, но в случае необходимости могут быть переданы на рассмотрение епархиальному архиерею».
- Обратить особое внимание на следующие слова «Положения о монастырях и монашествующих» (2.1): «Целью монашеской жизни является наиболее полное единение с Господом путем оставления всего для исполнения заповедей о всецелой любви к Богу и ближнему: «Монах тот, кто ум свой отдалил от чувственных вещей и воздержанием, любовию, псалмопением и молитвою непрестанно предстоит Богу», — говорит преподобный Максим Исповедник. Благодаря любви к Богу, которая находит свое выражение в молитве, монах достигает внутренней цельности и в подвиге покаяния очищает свое сердце, делая его способным к проявлению жертвенной любви к ближним. Именно такому пути и образу жизни следует научать новоначальных, начинающих свою жизнь в обители и желающих присоединиться к ее братству (сестричеству).
- Призвать монашествующих Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской митрополий усилить свои молитвы за нашего Великого Господина и Отца, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, дабы Господь дал ему силу и мудрость вести корабль Русской Церкви к Царству Небесному, устрояя в церковной жизни все потребное к вере и благочестию, в том числе, развивая и приумножая иноческие обители.