Страницы

пятница, 6 мая 2022 г.

Праздник святого великомученика Георгия Победоносца

Сегодня, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца,  в храме Рождества Христова в городе Юрьевце прошло общеепархиальное праздничное богослужение во главе с Епископом Кинешемской и Палехской Епархии Владыкой Иларионом. После Божественной литургии участники богослужения прошли крестным ходом вокруг храма. 
Конечно же и мы приняли участие в соборном торжестве. Настроение было приподнятым, всех нас объединяла радость праздника, радость общего пасхального пения, радость встречи друг с другом после долгого ковидного перерыва. 
Город Юрьевец не случайно был избран для проведения торжества в честь великомученика Георгия. Для того, чтобы в этом убедиться, мы приведем ниже рассказ, взятый нами с сайта "Интересная Россия", об истории города и о его основателе - владимирском князе Юрии Всеволодовиче. 

Юрьевец: история города

На берегу Волги стоит один из многих древнерусских городов, хранящий память о своём многовековом прошлом. Юрьевец. Да, еще один русский город, названный в честь князя Юрия. Сегодня это районный центр Ивановской области, расположенный в 168 км к северо-востоку от Иванова. А прежде — средневековый город-крепость, который в течение пяти веков защищал северо-восточные границы Руси. Юрьевец — старинный торговый центр. Он стоит на пересечении Волжского торгового пути и Большой столбовой дороги из центра России в Сибирь.

Видение князя Юрия

У Юрьевца давняя и славная история. Он основан на месте слияния трёх рек: Волги, Унжи и Немды. По самой распространенной версии, город основал владимирский князь Юрий (Георгий) Всеволодич и назвал по своему имени (другое название — Георгиевск). По легенде, великий князь владимирский Юрий Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, возвращаясь от племянников своих, сыновей покойного брата Константина, остановился отдохнуть в устье реки Унжи, левого притока Волги. Во время сна почудилось ему видение: на противоположном берегу среди непроходимой чащи стоит гора, а на ней — икона угодника Георгия Победоносца, перед которой горит свеча. Проснувшись, князь повелел идти вниз по Волге и, подойдя к заводи, именуемой и сейчас Юрьевой, стал внимательно смотреть на другой берег. Вдруг увидел, как с горы сквозь чащу леса пробивается луч света, похожий на сияющую звезду. Князь с боярином Василием по прозвищу Скороумный и со свитой переправился на правый берег Волги. Там, в лесу, на крутой горе, он якобы и обрёл чудотворную икону из своего сна. В память об этом гору назвали Георгиевской. Икону же, согласно летописи, писаную на доске шаровыми очертаниями, позже перенесли в московский Успенский собор.

Другая легенда гласит, что икона была высечена на камне. На месте обретения иконы князь повелел соорудить деревянный город. Назвал он его по своему имени Георгиевском или Юрьевом-Повольским (Поволжским).

По второй версии, город основан князем Юрием в 1150 году. В «Избранных произведениях» В. Н. Татищева, где впервые опубликованы его записи при подготовке «Истории Российской», утверждается, что «городец на Волге в Белой Руси оной також Юрьев именован, построен Юрьем или Георгием II в 1150 году, ныне называется Юрьев Повольский, или Юрьевец, что в провинции Нижегородской на правом берегу реки выше Болохны 90 и ниже Кинешмы 60 вёрст».

Первая юрьевецкая крепость стояла на Георгиевской горе и была деревянной. На земляных валах, окруженных рвами, стояли высокие стены. До наших дней крепость не сохранилась: её разобрали для строительства защитной дамбы на берегу Волги. Сейчас в Юрьевце сохранились валы и рвы его последней крепости – Белый город.

Белый город

Белый город располагался на горе, возвышающейся над речным портом. Это один из живописнейших уголков Юрьевца с могучими соснами и тихими прудами. Белый город относят к редким памятникам русского военно-инженерного искусства. За его стенами под горой, на берегу Волги, был посад. Он занимал территорию, которая сейчас находится между портом и бывшим зданием почты. Со всех сторон его окружали монастыри, входившие вместе с крепостью в систему обороны города.

В 1237 году Юрьевец сожгли орды Батыя. Такое прошлое отразилось на многих городских названий. На горе Пушкарихе жили пушкари, а с высокой Глазовой горы «глазели», не идут ли татары с низовьев Волги. В 1380 году юрьевецкие ратники сражались на Куликовом поле в полках своего князя Владимира Андреевича Городецкого-Серпуховского, двоюродного брата Дмитрия Донского. С 1405 года Юрьевец входил в состав Городецкого княжества, с 1448 — Московского, а с 1451 — Суздальского, затем — снова Московского. В 1536—1537 годах город разграбили казанские татары. А в 1556 Иван IV отнёс его к опричнине.

В начале XVII столетия, в период польско-литовской интервенции, Юрьевец не раз подвергался нападениям поляков. В 1609 году здешний сотник Фёдор Красный возглавил местное ополчение, освободившее Лух, Шую, Кинешму. Знаменитый пан Лисовский сжёг город, но жители окрестностей храбро отбивались от его бойцов, а подошедшая к ним из Нижнего Новгорода по Волге помощь спасла положение. Горожане примкнули к проходившим через город войскам Пожарского и Минина. Но и освобождение Москвы в 1612 году не принесло желанной стабильности. В 1614 году казаки Ивана Заруцкого вновь разграбили и сожгли Юрьевец, хотя и были потом разбиты воеводой Борисом Лыковым.

Жизнь на Волге

В конце XVIII века Юрьевец стал уездным городом Костромской губернии. Он превратился в один из бурлацких центров на Волге с его «Жареным бугром» — местом свершения традиционных обрядов посвящения в бурлаки. Волга связывает всю Россию, от Балтики до Каспия. Вверх по Унже от Юрьевца начинался древний путь «за Камень» — на Урал и дальше. Юрьевские краеведы уверены, что Ермак Тимофеевич — их земляк. Якобы его дед, старый разбойник, скрывался от сыщиков в Юрьевце, а уже после смерти деда внук отправился покорять Сибирь.

«Нечем платить долгу — ступай на Волгу: или в бурлаки, или в разбойники», — говорит старинная пословица о жителях Юрьевского уезда. В бурлаки, чтобы тащить вверх по течению тяжелые баржи, ежегодно нанималось до 15 тысяч местных жителей. Разбойничье ремесло тоже многих привлекало. Знаменитый атаман Илейка Муромец, сподвижник Болотникова, был разбит под самыми стенами городка, а слава разбойничка Чуркина и атамана Асафа, в честь которого названы пригородные горы, до сих пор отзывается в местных байках и рассказах о кладах.

Очень развит был здесь и судовой промысел: юрьевчане занимались строительством деревянных судов. В юрьевецкой округе производилось в год до сотни разнообразных судов.

В эпоху Петра I, когда вводилось административное деление страны на губернии, Юрьевец с 1708 года оказался в составе Казанской губернии. С 1778 его включили на правах уездного города в Костромское наместничество, преобразованное в 1796 — 1797 годах в Костромскую губернию. В её составе Юрьевец значился вплоть до Октябрьской революции 1917 года, а после стал относиться к Иваново-Вознесенской губернии. Уже в 1795 город имел регулярную планировку с главной площадью. Построили дом городничего, городское управление, казначейство, Богоявленская церковь начала XVIII века; позднее, в самом центре — ансамбль старого (1806) и нового (1825—1833) Входо-Иерусалимских соборов, Рождественская церковь (1815).

На рубеже XIX—XX веков Юрьевец мало чем отличался от других провинциальных российских городов. Часть ремёсел и промыслов юрьевчан традиционно была связана с Волгой. Мастерству и трудолюбию речников, судовщиков, ловцов рыбы, перевозчиков город-порт обязан своей достойной репутацией. Уже в XIX веке с появлением пароходства в Юрьевце существовало шесть пароходных компаний, которые ежегодно перевозили до 4 млн пудов груза. Город превратился и в торгово-промышленный центр, славившийся мастерами кузнечного дела, токарями, плотниками, резчиками, а также льнопрядильной фабрикой (основанной костромским купцом Апполинарием Брюхановым), лесопильными заводами, и, чуть позднее, деревообрабатывающим комбинатом.

Большого индустриального значения, тем не менее, Юрьевец так и не приобрёл. Рост промышленности сдерживала проблема транспорта. Водный путь большую часть года закрыт, гужевой транспорт не мог обеспечить всё возраставший объём перевозок. Город нуждался в железной дороге, но её так и не построили. Сначала помешала война, затем революция. Юрьевец постепенно утратил своё индустриальное значение. Зато сохранилась изумительная природа, которую перенесли на свои полотна известные художники Лансере, Бенуа, Саврасов, Левитан (он написал здесь «Вечерний звон», «Тихую обитель» и другие работы).