Страницы

среда, 21 октября 2020 г.

Известная - неизвестная Решма. Фотограф М.П. Дмитриев

В Альбоме «Волга от истоков до Каспия», вышедшем в 1903 году есть несколько замечательных снимков слободы Решма. Автором этого Альбома был Максим Петрович Дмитриев, который в начале века объездил практически все приволжские города, снимая на свою камеру красивые волжские пейзажи. Фотографии Максима Дмитриева сегодня являются яркой документальной летописью жизни России.

Фото с сайта  https://humus.livejournal.com/2328847.html Дореволюционная Россия на фотографиях. "Путешествие по Волге." Часть 8.


Общий вид села Решма. к. XIX в.
 
Общий вид села Решма. к. XIX в.
 
Общий вид дома, где останавливался Меньшиков по пути в ссылку. 1894 г. с. Решма
 
Вид на Макарьевский монастырь. 1894 г. с. Решма
 

Из биографии фотографа Максима Петровича Дмитриева

Вадим Кондратьев в своем блоге https://chronograph.livejournal.com/180129.html рассказывает об удивительном, талантливом Фотографе Максиме Петровиче Дмитриеве (1858-1948), который по - праву, считается одним из основоположников публицистической, документальной и социальной фотографии в России. В начале XX столетия Дмитриев, будучи членом Русского фотографического общества, являлся одним из самых известных отечественных фотографов. Его фотоработы многократно отмечались на многих российских и зарубежных фотовыставках того времени. Но после революции имя Дмитриева было несправедливо забыто и только по прошествии многих десятилетий творчество этого талантливого фотодокументалиста было вновь по достоинству оценено. 

Классик русской фотографии родился 21 августа 1858 года в небольшой деревне Повалишино в Тамбовской губернии. Свое образование он, как и другие сельские мальчишки, начал в обычной церковно-приходской школе. После окончания школы мальчик был вынужден зарабатывать себе на жизнь простой работой – плетением корзин для продажи и пением псалмов на похоронах. Однако мать Дмитриева пожелала, чтобы мальчик занялся каким-либо более достойным ремеслом. Для этого она отвезла его в Москву и устроила Максима подмастерьем к известному московскому фотографу М.П. Настюкову. Здесь-то он впервые узнал, что такое фотография и получил первые практические знания. С учителем мальчику очень повезло. М.П. Настюков был не только известным фотографом, услугами которого пользовались даже члены императорской семьи, но и чрезвычайно талантливым, начитанным и любознательным человеком. Он живо интересовался особенностями национальной архитектуры, скульптурой и памятниками древнерусского быта. М.П.  Дмитриев также не оставался в стороне и впитывал в себя как в губку кладезь новых знаний об искусстве. С согласия учителя, мальчик продолжил обучение в воскресных рисовальных классах Строгановского художественного училища, где он начал осваивать живопись и основные приемы работы со светом и тенью.

В 1874 году Максим Дмитриев впервые отправился в Нижний Новгород, чтобы работать в фотопавильоне своего наставника Настюкова на Нижегородской ярмарке. Путешествие в Нижний Новгород оказало на юного фотохудожника огромное впечатление и стало судьбоносным: именно здесь Дмитриеву посчастливилось познакомиться с известным нижегородским фотографом и художником Андреем Осиповичем Карелиным, лауреатом нескольких международных выставок. Три года спустя молодой человек отказался от работы у Настюкова и переехал в Нижний Новгород. В 1879 году исполнилась заветная мечта молодого фотографа: ему было предложено место в фотоателье Андрея Осиповича Карелина. Работа с известным фотомастером и художником способствовала окончательному формированию творческих способностей Дмитриева, а кроме того, дала необходимые материальные средства для создания фотомастерской, которая и была открыта в 1881 году совместно с другими фотографами. Впрочем, разногласия с деловыми партнерами скоро заставили Максима Дмитриева выйти из предприятия, и художник еще несколько лет "скитался" по фотографиям Орла и Москвы прежде, чем предпринять новую попытку открыть собственную фотомастерскую. Во флигеле купчихи Пальцевой разместился новый фотопавильон. Фотолаборатория и зал ожидания клиентов находились на втором этаже основного здания, а на третьем поселился Дмитриев с семьей. Современники отмечали, что новая мастерская была сделана с размахом и пришлась по душе публике. Уже при входе будущий клиент мог оценить образцы работы мастера в большой стеклянной витрине. Фотографии были развешаны и вдоль крутой лестницы, по которой посетители поднимались на второй этаж в залитый светом застекленный павильон. Свои фотографии заказчики получали с фирменными паспарту с золотым тиснением: «Новая фотография Дмитриева в Нижнем Новгороде». Фотостудия Дмитриева была открыта в 1886 году.

В Нижнем Новгороде Максим Дмитриев женился на Анне Филипповне Городецкой и у них родилось трое детей - Анна, Александр и Катя.
 
Дмитриев Максим Петрович с семьей

1889 год стал в творческой биографии М.П. Дмитриева началом его будущих блестящих успехов на фотографических выставках самых высоких рангов - отечественных и зарубежных. Спустя год - высшие награды на Одесской выставке за позировку в портретах, а в Казани - за сцены и жанры, мастерски скомпонованные. 

1892 год принёс двойной успех М.П. Дмитриеву - золотую медаль Парижской международной фотографической выставки и Почётный диплом выставки в Амстердаме. Глубокий интерес М.П. Дмитриева к отечественной истории и этнографии сформировался благодаря его активному участию в деятельности Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (НГУАК). Членом НГУАК Дмитриев стал по примеру своего учителя - художника и фотографа А.О. Карелина и его сына Андрея Андреевича. Оба они еще в 1888 году стали активно участвовать в действиях этой комиссии, выезжали по ее заданию на съемки исторических мест и предметов старины. Максим Дмитриев сделал множество документальных серий, среди которых "Виды и люди Нижнего Новгорода", "Сормово", "Волжская коллекция" "Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии", "Русь верующая", "Нижегородская выставка", "Портреты". Максим Дмитриев был дружен со многими представителями искусства и литературы, которые посещали его фотомастерскую и с удовольствием фотографировались. Дмитриев славился и как портретист. Сохранились великолепные портреты Ф. Шаляпина, В. Комиссаржевской, И. Левитана, К. Маковского, И. Бунина, В. Короленко, Л. Андреева, В. Гиляровского и многих других. Дмитриев создал целую галерею портретов М. Горького, Е. Пешковой (1896-1904 годы) и их детей.

Венцом же фотографического творчества Максима Петровича Дмитриева стала работа над циклом фотографий под названием "Волжская коллекция", (или "Волга. От истока до Каспия") начатая им в 1894 году. В ходе работы над этим колоссальным проектом Дмитриев запечатлел практически все наиболее интересные места Поволжья — от Рыбинска до Астрахани. Съемки классика отечественного фоторепортажа продолжались практически в течение десяти лет. В громадной коллекции фотоснимков Дмитриева оказалось несколько тысяч негативов, на которых запечатлены исторические достопримечательности, завораживающие пейзажи рек, вековые заволжские леса, виды городских поселений, жители Поволжья всех национальностей. С камерой весом около 100 килограммов, с пластинками в 50 на 60 сантиметров фотограф плавал по Волге. Фотографировал с борта парохода, с берега, вскарабкивался на крутые холмы, колокольни и мосты. 

В 1899 г. по предложению председателя Русского географического общества П. П. Семёнова-Тяншанского и другого известного географа А. В. Григорьева, М. Дмитриев был избран в действительные члены Русского географического общества. Длина Волги 3 690 километров, десять лет потребовалось нижегородскому фотографу Дмитриеву, чтобы сделать этот самый длинный в мире фоторепортаж, зато ни одна страна на то время не имела столь величественного репортажа. Волгу и окрестности Максим Дмитриев снимал подробно, буквально через каждые несколько вёрст, делал иногда и несколько снимков на примечательной чем-то версте. Десять лет жизни на рубеже XIX и XX веков и огромных денег потребовал труд, который ему никто не заказывал, но который он сам считал важным оставить для потомков. 

С началом 1-й мировой войны, а потом революции, М. П. Дмитриев всё больше времени проводил в своём павильоне. Приход к власти большевиков ограничил его в выборе маршрутов для путешествий.  В 1929 году фотоателье Дмитриева перешло в ведение Нижегородского крайисполкома - комиссии по улучшению жизни детей. Его самого назначили заведующим и павильонным фотографом. Максим Горький в письме нижегородскому исполкому от 26 сентября 1928 г. писал: "Очень прошу Вас, не обижайте старика М. П. Дмитриева: человек этот честно проработал до 72 лет, сильно продвинул вперёд технику русской фотографии, обратил на неё внимание Европы и вообще заслуживает всяческого почтения..." 

Ни один из его современников не оставил такого обширного и разно-образного наследства. Он и портретист, и документалист, и этнограф, его по праву считают родоначальником публицистического фоторепортажа в России. Нет ни одной книги, посвященной истории Нижегородского края, где бы ни занимали самое почётное место "свидетели" прошлых лет - фотографии Дмитриева. Нет ни одной музейной экспозиции, посвящённой М. Горькому, Ф. Шаляпину, дореволюционному крестьянству, чтобы в них не использовались работы Дмитриева. Учёные-историки, исследователи архитектуры и градостроительства постоянно обращаются к фотографиям, созданным Дмитриевым, как объективным, точным и информационным историческим источникам.