Страницы

суббота, 17 октября 2020 г.

Сохранить нельзя потерять!


Посмотреть видеоролик "Пасхальный храм" можно здесь!

1.  ВВЕДЕНИЕ

СОХРАНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОТЕРЯТЬ!

Макариев-Решемский женский монастырь обращается с просьбой об оказании спонсорской поддержки в виде финансовой помощи для восстановления ансамбля Воскресенского с колокольней и Свято-Никольского храмов в селе Решма. Восстановление – необходимость, продиктованная временем. Можно равнодушно поставить запятую во фразе «Сохранить нельзя, потерять…», а можно помочь и написать другую «СОХРАНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОТЕРЯТЬ!». Выбор за Вами.
 
Сегодня, к сожалению, не каждый человек, в силу разных обстоятельств, нашел свою дорогу к храму. Порой что-то останавливает, что-то мешает открыть эту дверь. Однако, в дни испытаний, военных конфликтов, мы все же приходим в Дом Божий, подходим к святым образам, ставим свечи, молимся за живых и ушедших, просим у Господа о помощи.
 
Родина – мать. Отечество и Вера. Патриотизм. Защита Отечества. Героический подвиг. Любимый дом. Что значат эти слова для нашего современника? Для каждого человека есть свой ответ на этот вопрос. Для большинства это место, где родился и вырос. Так чем же дорога малая Родина для жителей Решмы? 
 
Все эти слова относятся к селу Решма в полной мере. Богатая история села, его храмов, военные победы и подвиги, географическое расположение, непосредственная близость судоходной реки Волга – торгового пути, безусловно, никого не может оставить равнодушным. 

Девять хрупких монахинь и священник Макариев-Решемского монастыря в этом селе стоят на последнем рубеже по защите от разрушения церкви, освященной в честь Воскресения Христова в 1754 году в честь победы русского воинства в борьбе с иноземными захватчиками. Они непрестанно молятся о сохранении достояния России, жемчужины на Волге – своего храма. 

Каждый житель села с болью в сердце смотрит на продолжающую разрушаться Воскресенскую церковь. Что мы оставим в наследство будущим поколениям? Неужели мы потеряем древний храм, построенный в честь военных побед в Решме – можно сказать, центре освободительного движения от польско-литовских захватчиков? Возрождение Воскресенского храма с колокольней из руин и реставрация действующей Свято-Никольской церкви является условием для восстановления исторической памяти о воинской славе защитников Родины, пробуждения патриотических чувств приезжающих сюда людей, развития туризма. Очень важно, сейчас объединить усилия государства, общественных институтов и частных лиц для восстановления памятников исторического значения регионального и местного уровня. Патриотическое воспитание молодежи, может начаться с восстановления сельского храма, рядом с домом. Сохранение и изучение исторического наследия, формирование общественного интереса к отечественной истории, истории своей малой Родины – необходимо в современном мире. В первую очередь, это нужно для того, чтобы никогда впредь не повторялись разрушения святынь и памятников! 

По данным сайта Главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации https://ghvs.ru/  в России построен Патриарший собор во имя Воскресения Христова и 18 храмов в честь Победы русского воинства. Все они стоят на месте кровопролитных боев: в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Кронштадте, Севастополе, Волгограде, Бресте, а также за рубежом в Лейпциге и Софии. Храм в Решме освящен также как и Главный храм Вооруженных Сил в честь Воскресения Христова. 

В центре России, где, как некоторые полагают, не было сколько-нибудь значащих военных действий, тоже проходили судьбоносные для России сражения. Решма стала одним из таких мест и вошла в историю героической борьбы русского народа с польско-литовскими захватчиками в Смутное время.  

Маленькая Решма веками своим трудом и героическим подвигом жителей ковала Победу для России.

          2.    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

2.1. Образование слободы Решмы и Макариев-Решемского монастыря  

Когда именно возникла слобода Решма неизвестно. Согласно преданию, предположительно в 1390-х годах, рядом с Решмой, преподобным Макарием был основан Макариев-Решемский монастырь, вначале как Богоявленская Макариевская обитель. Впервые в источниках Решма упоминается в сотной грамоте 1593-1594 гг. по посаду города Юрьевца Поволжского, опубликованной краеведом С. В. Сироткиным в статье «Очерки феодальной России».

В XVI в. слобода Решма входила в состав дворцовой Юмахонской волости Юрьевецкого уезда, с севера являясь «волжскими воротами» этой волости. Следовательно, Решме приходилось одной из первых давать отпор незваным гостям. За многовековую историю эта земля претерпела немало скорбей от их вторжений.

Но Бог хранил ее заступничеством великого Его угодника,  святого преподобного Макария Чудотворца, при жизни обошедшего с молитвой Поволжье и север Руси и ставшего покровителем этих мест. Чудеса по молитвам к преподобному Макарию начали совершаться сразу после его кончины и совершаются по сей день. Святой оберегал русские города и русских воинов. Прибегающие к нему получали помощь в боях, защиту от нападения, спасение от отчаяния и пленения, исцеление от болезней. Теперь, как и прежде, люди молятся преподобному обо всех своих нуждах и делах, о сохранении Православной веры и процветании России. И получают помощь.

Рукописное «Житие и сказания о чудесах преподобного Макария Унженского и Желтоводского» рассказывает нам о дивных чудесах: физическая смерть святого не помешала ему оказывать помощь своим землякам. 




Рис 2. Рукописное житие  
прп. Макария Желтоводского. XVII в


К примеру, жители осажденного татарами Солигалича видели преподобного Макария скачущим в бой на коне, после чего, в рядах осаждавших, началось смятение. А во время осады Унжи сами татарские воины увидели в небе фигуру монаха, который стрелял в них из лука и пращи, а на загоревшиеся в городе дома лил воду из кувшина.

Преподобный Макарий был одним из духовных преемников святого Сергия Радонежского – покровителя воинских сил, строителей и зодчих, собирателя земли Русской. Известно, что по молитвам преподобного Сергия Радонежского русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. 


Рис 3. Икона «Прп. Макарий Унженский с чудом 
спасения града». Середина XVIII в. Солигалич.


С именем преподобного Сергия Радонежского связывается восстановление и организация новых православных русских церквей после нашествия монголо-татар. Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более 20 монахов, которые основали около 40 монастырей. Одним из этих монахов и был преподобный Макарий Желтоводский, Унженский, Решемский Чудотворец.

Как небесный покровитель, преподобный Макарий почитается в Решме с древних времен. Кроме того, преподобный является основателем и других известных монастырей, таких как Свято-Троицкий Макариево-Унженский и Свято-Троицкий Макариево-Желтоводский. 




Рис. 4. Икона «Преподобный Макарий Унженский в 
молитвенном предстательстве за землю Решемскую».  Икона кинешемских изографов, 2020 г. 
Находится в большом напольном киоте Свято-Никольского храма Макариев-Решемского женского монастыря.


В Решме вместе с преподобным Макарием Унженским Небесной Заступницей перед Христом Спасителем испокон веков почитается Пресвятая Богородица, так как именно Её молитвами Господь помиловал Россию во время многочисленных войн.

С древних времен и до сих пор, решемцами особенно почитается икона Божией Матери «Казанская». Эта икона одна из самых любимых в России. Ни одна из икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, не распространена в таком количестве, как Казанская. 

Рис. 5.  Икона Божией Матери «Казанская». Начало XIX в. 
Находится в большом напольном киоте  Свято-Никольского  храма Макариев-Решемского женского монастыря.


В 1764 году из приписной Рождественской мужской пустыни на реке Нодога в Макариев-Решемский монастырь была перенесена своя чудотворная, явленная в 1676 году икона Казанской Божией Матери, которая была поставлена в Троицком монастырском соборе. К сожалению, в советское время явленная икона Царицы Небесной была утрачена. 

Мы надеемся, что своим приходом через чудотворный образ Божия Матерь благословила не только наш монастырь, но и саму Решму. Как некогда Она произнесла слова Своего благословения преподобному Сергию Радонежскому во время чудесного ему явления: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах».

Русско-польская война 1609-1618 годов
      
В начале XVII века Россия вступила в эпоху глубокого кризиса, вошедшего в историю как Смутное время – время самозванщины, иноземного нашествия и внутренних междоусобиц. Особенно много и жестоко пострадали от разбойничьих набегов польско-литовских захватчиков города и села Поволжья, Решма – в их числе. 

Жители Кинешмы и Решмы не захотели подчиниться врагам, и были разорены дотла. Здесь жили истинно русские люди, которым лучше было умереть, чем признать над собой чужеземную власть. Во главе патриотов встали выходцы из народных низов, одним из которых был крестьянин из слободы Решмы Григорий Лапша, ставший главной фигурой сопротивления полякам в Решме. О нем известно немного. Вероятно, он занимал в слободе или волости какой-то выборный пост, то есть являлся надежным человеком и люди ему доверяли. Как центр освободительного движения в конце 1608 года слобода Решма встала в один ряд с несравненно более крупными городами – Юрьевцем, Городцом и Балахной. 


Рис. 6.  Памятный камень  в честь Решемского ополчения. 
Находится в ограде обители у входа в Свято-Никольский храм. Надпись на табличке гласит: «Сей камень установлен в память о героической борьбе наших предков с польско-литовскими захватчиками в 1609-1612 гг., в которой боевая дружина с.Решма под предводительством крестьянина Григория Лапши проявила мужество, стойкость, непреклонную преданность и любовь к Родине. Вечная память защитникам Отечества и веры Православной».


Накануне последнего решающего сражения жители Решмы приняли обет – возобновить в Решме в случае победы монастырь во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского. История показывает, что таких битв, положивших начало перелому в тяжелой и изнурительной войне, было две – возле Юрьевца и у Решмы. В обоих случаях враг был изгнан с большими потерями.
         
Избавление от хорошо обученных воинскому искусству и вооруженных до зубов врагов местные жители считали чудом и видели в этом помощь преподобного Макария, которого они не переставали просить о помощи. Преподобный был их покровителем и надеждой, молитвенником и ходатаем пред Господом. К нему за защитой обращались не только решемцы, но и все жители Верхнего Поволжья, и они получили ее, о чем сохранились сведения в летописных источниках. В кровопролитном сражении близ Решмы в 1609 году соединились Русь земная и Русь небесная. По свидетельству многочисленных очевидцев на помощь русским воинам зримо пришел преподобный Макарий. 

В дни героической борьбы наших земляков за свою свободу и независимость имя преподобного Макария стало знаменем и символом сопротивления захватчикам. И победа пришла! 

Рис. 7. Фотооткрытка «Село Решма». Нач.ХХ в.
Надпись на фотографии гласит «Село Решма на правом берегу Волги памятно тем, что в течении всего смутного времени одно из всех селений окрестности не поддалось самозванцу, чему обязано было редкой энергией местного крестьянина Григория Лапши. Близ Решмы Макарьевская Пустынь основана святым Макарием Желтоводским»

Как известно, в 1611 г., когда Россия стояла уже на краю гибели, в Нижнем Новгороде началось формирование ополчения, которому и было суждено спасти нашу страну. Во главе ополчения встали князь Дмитрий Михайлович Пожарский и посадский человек Кузьма Минин. Осенью 1611 г. прибывшая из Нижнего Новгорода в Ярославль рать князя Дмитрия Пожарского  «пожелала иметь Казанскую икону с собою…». Икона Царицы Небесной спасла страну. Весной 1612 г. ополчение из Нижнего двинулось к Москве. Его путь по берегу Волги лежал через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плесо (Плёс), Кострому и Ярославль. В Решме князь Пожарский останавливался на ночлег. Здесь к ополчению присоединились и решемские добровольцы. Осенью 1612 г. Москва была освобождена от захватчиков, 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал новым русским государем Михаила Федоровича Романова, что знаменовало собой полное восстановление российской государственности.
 
Поздней осенью 1612 г., сразу после освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского, мать и сын Романовы – инокиня Марфа Ивановна и Михаил, будущий царь Михаил Федорович – направились на реку Унжу в Макариев-Унженский монастырь помолиться у гроба преподобного Макария об освобождении главы семьи, митрополита Ростовского и Ярославского Филарета, с весны 1611 г. находящегося в плену у поляков. Тогда, поздней осенью 1612 г., освобождение митрополита Филарета казалось едва ли сбыточной мечтой, ведь война с Речью Посполитой продолжалась, и конца-краю ей не было видно. По молитвам царственного сына к  преподобному Макарию, Филарет 1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными). По-видимому, уже тогда преподобный Макарий почитался как покровитель находящихся в плену, так как в его житии есть эпизод, когда по просьбе святого старца татарский хан освободил русских пленников. В царствование Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) почитание преподобного Макария Унженского и Желтоводского приобрело всероссийский масштаб.

После того, как Москва была освобождена от интервентов, а русские города и села залечивали раны от войны, жители Решмы, во исполнение обета и в благодарность преподобному Макарию, решили возобновить жизнь его обители на новом месте – на горе, под которой она первоначально находилась.

Позднее наше государство еще несколько раз пережило подобные потрясения.

Отечественная Война 1812 года

Начало XIX века ознаменовалось вступлением на русский престол внука Екатерины II, сына Павла I – Александра I, правление которого совпало с Отечественной войной. Император Франции Наполеон, покоривший почти всю Европу и мечтавший о мировом господстве, во главе огромного войска, в ночь на 24 июня 1812 года перешёл границу Русского государства. 6 июля 1812 года был опубликован Манифест об ополчении, который народ встретил патриотическим подъемом. В Костромской губернии, куда входили Кинешма и Решма, формируется народное ополчение под командованием генерал-лейтенанта П.Г. Бардакова.


Рис. 8. «Бородинский бой». Художник В.Шевченко


Подтверждением участия решемцев в войне 1812 года служит по данным краеведа Г. Брезгиной, упоминание в Списке Воспитанников Костромской духовной семинарии в 1762-1815 г.г.: «Яхонтов Василий Иванович, сын дьякона Христорождественской церкви слободы Решма Лухского духовного правления Ивана Григорьева Яхонтова. Яхонтов В.И.  ученик поэзии Костромской духовной семинарии, в октябре 1812 года поступил в ополчение».

Кинешма и Решма не находились в зоне военных действий, но последствия войны не обошли её стороной. Ведь только каждый третий из ополченцев вернулся домой. Многие семьи остались без кормильца. Немало было потрачено средств на оснащение ополченцев – они получали от горожан оружие, одежду и продовольствие. Кроме того, из уезда было взято 80 верховых лошадей и 24 подъёмных, т.е. лошадей для обоза, что привело к увеличению безлошадных хозяйств. Претерпев все невзгоды, терпеливый русский народ залечивал раны войны.

Ополченцы 3 округа, куда входила и Костромская губерния, были направлены в резерв ставки Кутузова. Весной 1813 г. полк из юрьевчан и кинешемцев, патрулировал дороги в районе города Глухово на Украине. Он с честью выполнил задание Ставки Главнокомандующего: не пропускать вражеские подразделения в южные губернии. Осенью 1813 г. полк успешно штурмовал крепость Глокау, принимал участие в заграничном походе 1813-1814гг. Совместно с прусскими воинскими частями ополченцы в начале апреля 1814 года взяли эту крепость. Конный полк находился под Дрезденом и участвовал во взятии его. В феврале-апреле 1815 года ополчение вернулось в Кострому. Из общего числа ополчения вернулось не более 3 600 человек. Так общими усилиями всего народа была закончена эта война. Народ победил. 

Романовы в Решме 1913 года

29 мая 1913 г. Решемский монастырь впервые в его истории посетили представители Дома Романовых. В этот день сверху к Решме подошел пароход «Император Александр Благословенный». Старшей в группе, сошедшей с парохода на монастырскую пристань, была великая княгиня Мария Павловна. В иерархическом отношении в Доме Романовых она считалась третьей дамой после императрицы и вдовствующей императрицы. Второй высокопоставленной дамой, сошедшей на решемскую монастырскую пристань, являлась великая княгиня Мария Александровна. Третьим высоким гостем, прибывшим в Решму, был великий князь полковник Борис Владимирович, внук Александра II, и сын великой княгини Марии Павловны. Четвертым гостем являлся герцог Михаил Георгиевич (Карл-Михаил-Вильгельм-Август-Александр) Мекленбург-Стрелицкий – правнук императора Павла I. Они хотели, не будучи скованными церемониалом и правилами безопасности, познакомиться с памятниками старины волжских городов и монастырей.

Рис. 9. «1613-1913» Юбилейная открытка, 
посвященная 300-летию Дома Романовых.














Первая мировая война 1914-1918 годов

В Первой мировой войне (28 июля 1914 года-11 ноября 1918 года) — одной из самых широкомасштабных войн в истории человечества принимали участие жители Костромской губернии. В то время слобода Решма входила в ее состав. Каждый второй трудоспособный мужчина в Костромской губернии был призван в войска. Многие десятки тысяч жителей губернии погибли и были искалечены на фронтах, умерли от ран и болезней в лазаретах, пропали в плену Великой войны. 

В храмах Решмы-Нагорного и в Троицком соборе монастыря также был зачитан Манифест. Под сводами храмов звучали слова: «Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской Земли дружно и самоотверженно встанут все верные Наши подданные. В грозный час испытания да будут забыты внутренние распри. Да укрепится еще теснее единение Царя с Его народом и да отразит Россия, поднявшаяся, как один человек, дерзкий натиск врага. С глубокою верою в правоту Нашего дела и смиренным упованием на Всемогущий Промысел, Мы молитвенно призываем на Святую Русь и доблестные войска Наши Божие благословение». 

Имена россиян, в том числе решемцев, погибших и пострадавших в эту войну сейчас восстанавливаются на сайте «1914-1918. Памяти героев Великой войны» https://gwar.mil.ru/heroes. По данным этого сайта 8 жителей, родившихся в слободе Решма, числятся в картотеке потерь. Эта тема недостаточно изучена, поэтому количество героев, возможно больше. Места службы героев-решемцев: 3-й Финляндский стрелковый полк, 209 пехотный Запасной полк, 120-й пехотный Серпуховский полк, 15-й гренадерский Тифлисский полк, 321-й пехотный Окский полк, Лейб-гвардии Преображенский полк, 324-й пехотный Клязминский полк.
 
С августа 1914 г. с фронта в Костромскую губернию хлынул поток раненых. Все прежние большие войны велись в то время, когда еще не было развитой сети железных дорог, и поэтому с театра военных действий в тыл могли привезти совсем небольшое количество раненых. Теперь же их можно было переправить почти в любой уголок страны, куда вели железнодорожные пути. С первых дней Мировая война отличалась небывалым до того кровопролитием. С фронта в тыл ежедневно везли тысячи раненых.


Рис. 10. Почтовая открытка, посвященная сестрам-милосердия Первой Мировой войны. 


 Повсеместно в Костромской губернии в зданиях учебных заведений, в частных домах, на фабриках, в дворянских усадьбах устраивались госпитали и лазареты. I Мировая война стала первой в истории России, когда такую важную роль играли церковные и монастырские лазареты, спасшие жизнь многим тысячам раненых. Открытие лазарета на 6 коек состоялось в Решемском монастыре 25 августа 1914 г. Всего же, вместе с монастырским, в Решме и Нагорном во время войны открылось три госпиталя. Госпиталь 1-го разряда на 10 коек, который содержало Кинешемское уездное земство, был создан при Решемской земской больнице. Госпиталь 2-го разряда в Решме открыл и содержал на свои средства Всероссийский земский союз. В нём имелось 15 коек. Монастырский госпиталь имел статус госпиталя 2-го разряда и содержался на средства обители.

Революция 1917 года

В ночь с 25 на 26 октября 1917 г. в Петрограде был взят Зимний дворец и арестованы находящиеся в нем члены Временного правительства. Власть перешла в руки Совета Народных Комиссаров под председательством В.И. Ленина. В исторических событиях в Петрограде участвовал уроженец Решмы, сын заведующего монастырской пристанью В.П. Бардина, Павел Васильевич Бардин (1895 – 1970 гг.), служивший матросом на Балтийском флоте. В октябрьские дни он состоял в охране Главного морского штаба, находящегося в здании Адмиралтейства рядом с Зимним дворцом.

Рис. 11. Почтовая открытка, посвященная
Октябрьской революции 1917 года.


Пришедшая в октябре 1917 г. к власти большевистская партия декларировала полный разрыв с прошлым России, которое подвергалось огульному отрицанию. По мнению большевиков, в истории нашей страны не было ничего хорошего, кроме революционного и рабочего движения. Особую ненависть у них вызывала Церковь, как сердцевина исторической России. Новая эра, начавшаяся в октябре 1917 г., исключала дальнейшее существование монастырей, бывших, по мнению новых властей, только «рассадниками темноты и невежества».

После революции ряд категорий наименований населённых пунктов – погост, сельцо, слобода и др. – были упразднены. По-видимому, в начале 20-х годов Решму стали официально именовать не слободой, а селом.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов

Как и по всей стране, в воскресенье, 22 июня 1941 г. в Нагорном и Решме узнали страшную весть о нападении на нашу страну фашистской Германией. Уже 23 июня по Нагорновскому сельсовету стали разносить повестки военнообязанным. Призывники стекались в Нагорное, откуда их отправляли в Кинешму... Решемские призывники воевали на всех фронтах войны: защищали границу, обороняли Смоленск и Ленинград, сражались в Сталинграде, освобождали Белоруссию и Украину, воевали в Польше, Венгрии и Восточной Пруссии. В годы войны погибло несколько десятков уроженцев и жителей Решмы и Нагорного. Среди них были люди, причастные к церковному прошлому Решмы.

Рис. 12. Плакат «Родина-мать зовет!» 1941 г.


На сайте «Память народа 1941-1945» https://pamyat-naroda.ru/ есть информация о 272 воинах, участвовавших в Великой Отечественной войне, местом рождения которых является слобода (село) Решма. 63 решемца погибли, умерли в плену. 

Количество наград, которых были удостоены жители Решмы за свои подвиги в этой войне поражает:
Орден Отечественной войны I степени – 15 человек,
Орден Отечественной войны II степени – 45 человек,
Орден Красного Знамени – 2 человека,
Орден Славы III степени – 3 человека,
Орден Красной Звезды – 22 человека,
Медаль за Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г. – 17 человек,
Медаль за боевые заслуги – 32 человека,
Медаль за отвагу – 20 человек,
Медаль за оборону Сталинграда – 4 человека,
Медаль за оборону Москвы – 1 человек,
Медаль за оборону Ленинграда – 1 человек
Медаль за взятие Кенигсберга – 1 человек,
Медаль за оборону Советского Заполярья – 1 человек,
Медаль за оборону Кавказа – 1 человек,
Медаль за освобождение Праги – 3 человека,
Медаль за взятие Берлина – 2 человека,
Медаль за Победу над Японией – 3 человека.

Всего 173 награды получили решемцы за свои заслуги перед Отечеством. Они грудью защитили Родину от фашистских захватчиков. Мы должны это помнить! Фашизм не дремлет и сейчас, и вороша могилы дедов, сейчас порой пытается отнять у нас величие Победы. Все военные трудности и испытания Решма и решемцы вынесли с честью. 

Любопытные статистические данные можно получить на сайте «Память народа 1941-1945»  https://pamyat-naroda.ru/.

Преподобный Макарий Унженский, Желтоводский и Решемский Чудотворец оказывал свою невидимую помощь и в Великую Отечественную войну. Этот святой почитался особо до революции в слободе Решма, как покровитель воинов и плененных. Необходимо заметить, что и в советский период, особенно в военное время, возносились к Богу и его святым прошения тайных решемских молитвенников, жен и матерей, о сохранении воинов и победе над врагом. Сухие цифры статистики говорят, что процент убитых и плененных в Решме ниже, чем в соседних городах.

Выборка данных проведена на сайте «Память народа 1941-1945»  https://pamyat-naroda.ru/ с помощью расширенного поиска по вкладке Место рождения, Сведения о личном составе и Потери. Дата исследования 15.09.2020 г.

Данные приведены в таблице:

 

 

 

 

 

 

 

 

Место рождения воина

Общее количество воинов (Сведения о личном составе

с сайта https://pamyat-naroda.ru/.  В списках призыва и демобилизации, в списках военно- пересыльных пунктов, в именных списках частей, в картотеке личных дел политработников, в картотеке офицерского состава, в картотеке моряков), чел.

Безвозвратные потери – убитые и погибшие в плену (Потери

с сайта https://pamyat-naroda.ru/.   Донесения о безвозвратных потерях, документы госпиталей и медсанбатов, поименные списки захоронений, документы захоронений военнопленных), чел

 

 

Индекс безвозвратных потерь к общему количеству воинов, в процентах.

 

гр. 4/гр. 3*100%,

1

2

3

4

5

1

Иваново

46945

19674

41,9 %

2

Ярославль

38377

15609

40,6 %

3

Кострома

22348

8603

38,4 %

4

Ковров

6406

2368

36,9 %

5

Фурманов

3939

1575

39,9 %

6

Решма

208

63

30,2 %


Как видно из таблицы, процент безвозвратных потерь в Решме ниже, чем в других исследуемых городах примерно на 6-11%. Это означает, что, несмотря на атеистическую пропаганду, преподобный Макарий оказывал поддержку воинам, родившимся в Решме.

         2.2. Храмовый комплекс слободы Решма и села Нагорное
История монастыря неотделима от истории слободы Решма и села Нагорное.

По мнению костромского краеведа Н. А. Зонтикова, первым в Решемском монастыре был построен храм во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского. Это был небольшой деревянный, клетский храм. Храмы эти были невелики размером и мало отличались от обычных жилищ. Такие церкви быстро отживали свой век.  Их заменяли более обширными деревянными или каменными. По-видимому, клетский храм в Решемском монастыре простоял до второй половины XVII, когда его сменил храм в честь Святой Троицы.

В статье И. Баженова «Макариев-Решемский монастырь Костромской епархии», опубликованной в 1904 г. записано «В монастырских документах под 1684 годом упоминается деревянный храм с пятью престолами: во имя Святой Троицы, Благовещенья Пресвятой Девы Марии, Вознесения Господня, преподобного Макария и св. великомученицы Екатерины». 

В XVII – начале XX вв. Макариев-Решемский монастырь являлся главной монашеской обителью Кинешемского уезда. У его стен несколько столетий ежегодно собиралась Макарьевская Решемская ярмарка, игравшая важную роль в экономической жизни местной округи. 

В XVIII веке в селе Нагорном и слободе Решма на крутом берегу Волги был возведен неповторимый ансамбль, состоящий из четырех каменных храмов. Когда началось возведение храмов в Решме и Нагорном, точно неизвестно. В справочнике И. Беляева «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», изданном в 1863 написано: «…когда и кем построены, о том сведений не сохранилось». 

В Нагорном было возведено два храма – Воскресенский и Никольский

Белоснежный Воскресенский летний храм с шатровой колокольней был однопрестольным. Известно только, что храм был освящен в 1754 году в годы правления дочери Петра I Елизаветы Петровны. Стараясь укрепить положение православия в своём государстве, Елизавета уделяла значительное внимание вопросам вероисповедания.  При ней возросло значение Синода, который заботился о материальном обеспечении духовенства, монастырей, распространении духовного образования в народе.
 
Храм был освящен епископом Суздальским и Юрьевским Порфирием (Крайским) в честь праздника Воскресения Христова. Подобно Казанскому собору на Красной площади в Москве или храму Христа Спасителя, он был создан в память о победе, одержанной нашими предками над иноземными захватчиками возле Решмы.  Время строительства зимнего храма в честь Святителя Николая Чудотворца – середина XVIII века. 

Оба храма образовывали архитектурный ансамбль приходских церквей XVIII века и имели единую каменную ограду с несколькими святыми воротами. Вокруг храмов находилось приходское кладбище.

Рис. 13. Фото нач. ХХ в. «Воскресенский (слева) и Никольский (справа) храмы села Нагорное»


Основу Воскресенского храма составлял высокий двусветный четверик, к которому с запада примыкала большая трапезная, а с востока – трехапсидная алтарная часть. Четверик увенчивало традиционное пятиглавие – пять чешуйчатых глав, покоящихся на восьмигранных барабанах.

К трапезной примыкала колокольня, представлявшая собой восьмигранное столпообразное сооружение, завершенное высоким шатром, костромского типа. Её основание служило притвором церкви Воскресения. На колокольне висело пять колоколов – один большой и четыре маленьких.

Рис. 14. Фото нач. ХХ в. «Воскресенский храм с колокольней»


Окна нижнего и верхнего ярусов храмового здания отличаются друг от друга своим декором: арочные окошки помещены в неглубокие ниши той же формы, высокая верхняя часть которых отделена полочкой. Наличники второго яруса – гребешковые барочные, изящного рисунка.

В середине XVIII века в слободе Решма был также построен свой архитектурный ансамбль, состоящий из двух храмов – летнего и зимнего. Летний храм в честь Рождества Христова был пятиглавым с трехапсидным алтарем, с высокой колокольней. Рядом выстроили небольшой одноглавый зимний храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. 

Рис. 15. Фото нач. ХХ в. «Никольский храм села Нагорное (слева). Христорождественский с колокольней села Решма (справа)»












С Решмой связано творчество таких деятелей русской культуры, как А. Н. Островский, И.И. Левитан, К.Горбатов, В.П. Бычков и Б.М. Кустодиев.
 
Все четыре храма сел Нагорного и Решмы можно увидеть на картинах Б.М. Кустодиева и В.П. Бычкова.


Рис. 16.
«Церковь в Решме».  
Художник И.И. Левитан.  1890 г. 




Рис. 17. «Сумерки в Судиславле Решме». Художник Б.М. Кустодиев. 1906 г.




Рис. 18.
«Вечер. Решма». Художник В.П. Бычков. 1912 г.




Рис. 19. «Решма» Художник К.Горбатов. 1915 г.













За несколько столетий монастырь не раз перестраивался, преображался, претерпевал разрушение, разорение и забвение. 

В эпоху революции для Решемского монастыря, как и для всей Русской Церкви, наступили трудные времена, завершившиеся в 1927 г. его насильственным закрытием. С 1927 г. и до 1967 г. в бывшей обители находился детский дом. Судьбы большого количества бывших насельниц монастыря после её закрытия сложились трагично: многие из них подвергались арестам, сидели в тюрьмах и лагерях, были расстреляны. Две бывшие насельницы монастыря прославлены в лике святых. В 30-40 годы значительная часть строений монастыря подверглась уничтожению. Были разрушены храмы Троицкий и недостроенный Казанский, возведение которого началось в 1911 г. 

В 1939 году постановлением президиума Кинешемского райисполкома Воскресенский храм был закрыт, убранство уничтожено, а сам он переоборудован под моторно-тракторную станцию. В северной стене храма и трапезной были пробиты прямоугольные проёмы для проезда автомашин.

В 1940 году с глав храма сбросили купола с крестами.


Рис. 20. «Воскресенский храм» Фото 60-х гг. ХХ в.

Большой урон нанёс Решме подъём уровня Волги в середине 50-х годов XX в., когда в связи со строительством возле г. Городца Горьковской ГРЭС уровень реки в её верхнем течении поднялся. В результате строения старинной Решмы, стоявшей на берегу Волги, были разобраны и перенесены наверх – в село Нагорное, которое и стало теперь называться селом Решма. 

В 1960 году постановлением совхоза «Решемский» была разрушена шатровая колокольня.

В 1960-70 годы в здании храма хранились минеральные удобрения.

В 1972 году храм лишился трапезной части, которую разобрали на щебень для мощения дорог.

На месте древнего монастырского Троицкого собора в 1978 году было построено новое двухэтажное здание школы, а в бывших сестринских корпусах расположились сельская администрация и коррекционная школа-интернат.

В 1990 году руины Воскресенского храма вместе с Никольским были переданы местной сельской администрацией возрожденному Макарьевскому монастырю для восстановления.

С восстановлением монашеской жизни в Решме в начале 90-х гг. ХХ века регулярные богослужения стали совершаться в Свято-Никольском храме, который менее пострадал, чем соседний Воскресенский храм, сохранив своды и крышу. 

В настоящее время Макариев-Решемский женский монастырь находится на территории архитектурного ансамбля двух приходских церквей (Воскресенской летней и Никольской зимней) бывшего села Нагорное, расположенного на высоком правом берегу реки Волги.

С 2000 года главной святыней монастыря является ковчег с частицей мощей основателя и покровителя обители преподобного Макария Унженского, Желтоводского, Решемского чудотворца. 

С 2008 года и по сей день руководит монашеским житием игуменья Феофания (Губайдулина). 
На месте утраченной паперти Никольского храма построена небольшая звонница.

В 2009 году возле Никольской церкви состоялось открытие памятного знака в виде большого камня-валуна с памятной надписью. Надпись гласит « Сей камень установлен в память о героической борьбе наших предков с польско-литовскими захватчиками в 1609-1612 гг., в которой боевая дружина с. Решма под предводительством крестьянина Григория Лапши проявила мужество, стойкость, непреклонную преданность и любовь к Родине. Вечная память защитникам Отечества и веры Православной».

С 2015 года в селе Решма у стен возрожденной из небытия монашеской обители, как и в былые времена, стала проводиться ежегодная Макариев-Решемская ярмарка-фестиваль.

С 2017 года в символике герба и флага Решемского сельского поселения изображена вновь выстроенная звонница монастырского Никольского храма с крестом и колоколами. 

История монастыря – это история всей Русской Православной Церкви последних нескольких веков в миниатюре. 


Рис. 21.
Эмблема «Макариев-Решемская ярмарка-фестиваль. Я люблю Решму» 2019 г.


Архитектурный комплекс Решемских храмов ценен для Ивановской области, как пример позднего использования форм и приемов допетровского зодчества в строительстве XVIII века.

Макариев-Решемский женский монастырь, как и прежде, привлекает к себе множество паломников и туристов.






          3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

          3.1. Планировочная ситуация

Ре́шма — село в Кинешемском районе Ивановской области. Расположено в 25 км от города Кинешмы на правом берегу реки Волга.

Наименование объекта: «Ансамбль Воскресенской и Свято-Никольской церквей, 1754-1760-е гг.»
Собственник объекта: Религиозная организация «Макариев-Решемский женский монастырь Кинешемской Епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат)» ИНН 3713004162 (Решение Совета Кинешемского муниципального района от 01.11.2014 г.)

Местоположение объекта: Ивановская область, Кинешемский район, с. Решма, улица Почтовая, д.7, 18. 

Рис. 22.
Размещение Макариев-Решемского монастыря на 
Публичной кадастровой карте России. 2020 г.  









Рис. 23.
Фото 2020 г. 
«Комплекс Решемских храмов на правом берегу реки Волга. Вид с юго-востока»









Рис. 24.
Фото 2020 г. 
«Комплекс храмов Макариев-Решемского женского монастыря. Вид с запада». 












Рис. 25. Фото 2020 г. «Действующий Свято-Никольский храм Решемской обители на Волге. Вид с западной стороны»


Комплекс храмов Николая Чудотворца и Воскресения Христова является образующим объектом структуры села, расположен на старейшей улице – Почтовой. Храмовый комплекс с колокольней, высотная доминанта села, в период судоходства по реке Волге служил своего рода маяком для речного транспорта. 


Рис. 26.
Фото 2020 г. 
«Пролом в северной стене Воскресенского храма»


















Рис. 27.
Фото 2020 г. 
«Алтарь Воскресенского храма»


На основании Распоряжения Правительства Ивановской области от 15.10.2014 г. № 237-рп «Ансамбль Воскресенской и Свято-Никольской церквей» является памятником культуры, вошедший в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ивановской области, включенных в Единый государственный реестр Памятников истории и культуры объектов культурного наследия народов Российской Федерации, в качестве объекта культурного наследия местного значения.

Регистрационный номер объекта культурного наследия в ЕГР (памятников истории и культуры) 371620671360004

 
Рис. 28.
  Схема размещения земельного участка Воскресенской церкви на Публичной кадастровой карте России. 2020 г. 








Кадастровый номер земельного участка Свято-Никольской церкви  37:07:000000:641
Категория и виды разрешенного использования: (Земли населенных пунктов, для размещения культовых зданий) Размещение зданий и жилья Свято-Никольской церкви. Площадь — 13 105.00 кв.м. Другое написание адреса — Кинешемский р-н, с Решма, ул Почтовая, д. 7
Кадастровый номер земельного участка Воскресенской церкви: 37:07:032805:193
Категория земель: Земли поселений (земли населенных пунктов) Для размещения нежилого здания (бывшей Воскресенской Церкви (летней))
Земельный участок по адресу: Ивановская обл., р-н Кинешемский, с. Решма, ул. Почтовая, 18
Уточненная площадь: 3 836 кв.м.
Межевание: Проведено
На земельном участке с кадастровым номером 37:07:032805:193 зарегистрировано здание: Бывшая Воскресенская церковь, назначение: нежилое, двухэтажное, общей площадью 145,6 кв.м. 
Кадастровый номер здания: 37:07:032805:288. В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права от 02.12.2014 г. № 37-СС № 544303 существующих ограничений (обременений) права не зарегистрировано.

          3.2. Состояние храмового комплекса

На основании Акта технического состояния объекта культурного наследия № 58/20 от 17.07.2020 г., Комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия сделал следующие выводы о состоянии «Ансамбля Воскресенской и Свято-Никольской церквей»:
1. Общее состояние Свято-Никольской церкви удовлетворительное, Воскресенской церкви – неудовлетворительное;
2. Фундаменты: оценка технического состояния требует изыскательских работ;
3. Цоколь и отмостки: Свято-Никольской церкви кирпичный, отштукатуренный, требуется проведение работ по сохранению;   цоколь Воскресенской церкви – кирпичный, штукатурный слой практически отсутствует, выкрашивание и выветривание кирпичной кладки, произрастание мха, требуется проведение работ по сохранению культурного наследия, оценка состояния отмостки требует изыскательских работ;
4. Стены наружные: Свято-Никольской церкви – кирпичные, отштукатуренные, с локальными отслоениями, требуется проведение работ по сохранению: Воскресенской церкви кирпичные, штукатурный слой практически отсутствует, выкрашивание и выветривание кирпичной кладки, произрастание мха и другой растительности,трещины в кирпичной кладке,отсутствие фрагментов наружных стен в районе оконных проемов 1 этажа, требуется проведение работ по сохранению культурного наследия;
5. Крыша: кровля Свято-Никольской церкви покрыта листовым железом, устроена система водоотведения, требуется проведение изыскательских работ; При визуальном осмотре крыши Воскресенской церкви выявлен только фрагмент кровельного покрытия в неудовлетворительном состоянии, система водоотведения отсутствует, комплексная оценка технического состояния требует дополнительных изыскательских работ;
6. Главы, шатры их конструкция и покрытие: у Свято-Никольской церкви две главки луковичной формы, состояние удовлетворительное; 5 главок Воскресенской церкви утрачены, одна в неудовлетворительном состоянии, требуется проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
7. Внешнее декоративное убранство: Свято-Никольской церковь- плоские лопатки, многоступенчатый карниз с рядами ступенчатых треугольных консолей – состояние удовлетворительное; Воскресенская церковь –плоские лопатки, многоступенчатый карниз с рядами поребрика, ниши окон первого уровня с арочным завершением и полочками, ниши окон второго уровня с многоступенчатыми гранями, наличники с полуколонками, имеющие подоконную полочку и горизонтальную надоконную тягу и завершенные барочным гребешком.Состояние неудовлетворительное, требуется проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
8. Состояние внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов: общее состояние Свято-Никольской церкви удовлетворительное; Воскресенской церкви требует дополнительных исследований. Общее состояние неудовлетворительное;
9. Перекрытия и полы, стены, колонны: Свято-Никольской и Воскресенской церквей требуют изыскательских работ;
10. Лепные, скульптурные и декоративные элементы: Свято-Никольской церкви требуют дополнительных изыскательских работ; в Воскресенской церкви  отсутствуют;
11. Живопись: Свято-Никольской церкви требуют дополнительных изыскательских работ В Воскресенской церкви сохранены фрагменты настенной живописи в неудовлетворительном состоянии;
12. Предметы прикладного искусства (в том числе мебель, резьба по дереву): Свято-Никольской церкви требуют дополнительных изыскательских работ; в Воскресенской церкви отсутствует;
13. Отопление, вентиляция, канализация : Свято-Никольской церкви требуют дополнительных изыскательских работ; в Воскресенской церкви отсутствуют;
14. Ворота, ограда, парк, сад состояние прилегающей территории удовлетворительное.
15. Колокольня, трапезная Воскресенской церкви утрачены полностью.


Рис. 29. 
Фото 2020 г. «Вид на Воскресенский храм с северной стороны» В стенах алтаря и основной части храма видны проломы.  








         
Рис. 30. 
Фото 2020 г. 
«Пролом в северной стене Воскресенского храма»












Рис. 31.
Фото 2020 г. 
«Вид на алтарь и основной четверик с барабанами Воскресенского храма» 









Рис. 32.
Фото 2020 г. 
«Основной четверик с барабанами Воскресенского храма. 
Вид с высоты птичьего полета»









4.  ЭСКИЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОНАСТЫРЯ

Чтобы придать уникальность нашему проекту предлагаем назвать наш Воскресенский храм «Пасхальным».

Предлагается восстановление Ансамбля Воскресенского с колокольней и Свято-Никольского храмов с оградой. В расширенной трапезной части Воскресенского храма сделать два придельных алтаря: с юга – в честь иконы Божией Матери «Казанская» – чудотворный образ находился в обители с XVIII века, с севера – в честь преподобного Макария Унженского, Желтоводского, Решемского чудотворца – небесного покровителя Решмы и основателя монастыря.

Границы территории комплекса выявить по остаткам кирпичной кладки ограды, внешний вид и пропорции которых можно восстановить по фотографиям.

Цветовое решение фасадов принять исходя из раскрытий штукатурных слоев.

Расчистка берега от дикорастущих кустарников и деревьев со стороны реки комплекса обеспечит открытый панорамный вид на храмы с колокольней. 

Также планом восстановления храмового комплекса предусмотрено благоустройство имеющихся на территории захоронений. 

На основании статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» составлен поэтапный план проведения изыскательских, восстановительных и реставрационных работ до 2030 года.


Рис. 33.
«Схема расположения храмов и объектов Макариев-Решемского женского монастыря. 2020 г.»













Рис. 34.
Эскизное предложение восстановления Воскресенского храма с восточной стороны.













Таким образом, восстановление храмового комплекса в селе Решма является приоритетной задачей для развития культурной, экономической, социальной отраслей Кинешемского района.
         
 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Много лет наш народ жил общественной и трудовой жизнью — жизнью, из которой Бог был изгнан. Но национальное возрождение России невозможно без возвращения к Православию, которое является источником нравственной чистоты и силы. Возрождение православной культуры немыслимо без реставрации разрушенных людьми и временем храмов.

История и время безжалостны к любым зданиям, в том числе и культовым сооружениям. Варварское разрушение, которому подверглись тысячи церквей по всей территории России, тому свидетельство.

Может возникнуть вопрос: зачем же восстанавливать церкви, если обратиться к Богу с молитвой можно, где угодно — дома перед иконой, на работе и даже в машине?

Особый опыт, полученный народом России, показал, что всех усилий и мер, основанных на атеизме, оказалось недостаточно, чтобы построить то общество, о котором мечталось.  Тому виной нарушенная система ценностей, уничтожение всего церковно-духовного — всего того, что давало ощущение защищенности, дарило душе мир и покой, радость и утешение, очищало совесть, вселяло надежду, рождало веру и любовь – словом то, без чего жизнь становится бессмысленной.

Строительство и восстановление храмов — моральный долг государства и общества и перед теми, из чьих душ и сердец вытравливали самое дорогое – веру в Создателя. Божии храмы объединяют людей, жизнь в Боге помогает человеку возрасти духовно, стать чище, лучше, любить людей, помогать и поддерживать друг друга, жить в полноте духовной жизни, что является необходимостью для успешного социального и экономического развития страны.
  
Зачем строить храмы, когда вокруг множество людей, нуждающихся в помощи? Известно, что многие болезни возникают из-за обид, ненависти, злобы. Исповедь и прощение, получаемые в церковных таинствах очищают тысячи сердец, исцеляют души, помогают оступившимся уйти от греховной жизни и начать новую, честную. Значит, чем больше в нашей стране будет храмов, тем меньше людей больных, осужденных и детей-сирот в приютах.

В жизни каждого человека есть то, за что он хотел бы поблагодарить Бога. Участие в восстановлении, реставрации храмов — лучший способ сделать это.

Строительство храмов на Руси почиталось величайшей добродетелью. Они всегда строились всем миром. На это святое дело тратились последние лепты вдовиц и щедрые жертвы богатых людей. Так давайте же и мы оставим свой след на земле, построив сокровищницу для спасения бессмертной души, чтобы наши дети радовались за нас.

Будем помнить, что Церковь всегда молится за строителей, благотворителей и жертвователей храмов. Господь принимает наши пожертвования и благословляет нас, а через нас – и наши семьи.

Обращаясь ко всем людям доброй воли, просим Вас оказать посильную помощь в этом богоугодном деле. Для всех, кто решит откликнуться на просьбу и внести свою лепту, сообщаем наши контакты и банковские реквизиты:

КОНТАКТЫ:
Почтовый адрес:  155840, Ивановская область, Кинешемский район, село Решма, ул. Волжская, 10,  Макариев-Решемский женский монастырь. Игумении Феофании (Губайдулиной)
Телефон / факс: 8 (49331) 9-83-43 
Электронная почта: reshma-m@yandex.ru 

БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ:
Получатель:
ИНН\КПП 3713004162\370301001
Религиозная организация «Макариев-Решемский женский монастырь Кинешемской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Волжское ОСБ № 8578 г. Кинешма

Банк получателя:
Банк: Ивановское ОСБ № 8639 г. Иваново
Р\ счет:      40703810017160100096
БИК:         042406608
Корр\счет: 30101810000000000608
Назначение платежа:  Пожертвование на уставную деятельность


Рис. 35. Общая фотография на память. 2018 г


С глубоким почтением,
Настоятельница Макариев-Решемского женского монастыря 
игумения Феофания (Губайдулина)  


Содержание:

1. Введение. СОХРАНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОТЕРЯТЬ…………………………
2. Историческая справка…………………………………………………….
2.1 Образование слободы Решмы и Макариев-Решемского монастыря 
Русско-польская война 1609-1618 годов………………………..   
Отечественная Война 1812 года …………………………………
Романовы в Решме 1913 год..……………………………………..
Первая мировая война 1914-1918 годов.………………………….
Революция 1917 года …………………………………………….
Великая Отечественная война 1941-1945 годов.………………
2.2 Храмовый комплекс слободы Решмы и села Нагорное……………
3. Анализ современного состояния…………………………………………
3.1 Планировочная ситуация…………………………………………….
3.2 Состояние храмового комплекса…………………………………….
4. Эскизное предложение восстановления монастыря …………………..
5.    Заключение………………………………………………………………
Иллюстрации……………………………………………………………..
Библиографический список………………………………………………

Иллюстрации:

1. Обложка «Сохранить нельзя потерять!» с изображением QR-кода монастыря и герба Решемского сельского поселения.
2. Рукописное житие св. прп. Макария Желтоводского. XVII в.
3. Икона «Прп. Макарий Унженский с чудом спасения града». Середина XVIII в. Солигалич.
4. Икона «Преподобный Макарий Унженский в молитвенном предстательстве за землю Решемскую». XXI в. 
5. Икона Божией Матери «Казанская». Начало XIX в. 
6. Памятный камень  в честь Решемского ополчения.
7. Фотооткрытка «Село Решма». Нач. ХХ в.  
8. «Бородинский бой». Художник В.Шевченко.
9. «1613-1913» Юбилейная открытка, посвященная 300-летию Дома Романовых.
10. Почтовая открытка, посвященная сестрам-милосердия Первой Мировой войны.
11. Почтовая открытка, посвященная Октябрьской революции 1917 года.
12. Плакат «Родина-мать зовет!» 1941 г. 
13. Фото нач. ХХ в. «Воскресенский (слева) и Никольский (справа) храмы села Нагорное» 
14. Фото нач. ХХ в. «Воскресенский храм с колокольней» 
15. Фото нач. ХХ в. «Никольский храм села Нагорное (слева). Христорождественский с колокольней села Решма (справа)» 
16. «Церковь в Решме». Художник И.И. Левитан. 1890 г. 
17. «Сумерки в Решме». Художник Б.М. Кустодиев. 1906 г. 
18. «Вечер. Решма». Художник В.П. Бычков. 1912 г. 
19. «Решма» Художник К.Горбатов. 1915 г. 
20. «Воскресенский храм» Фото 60-х гг. ХХ в.
21. Эмблема «Я люблю Решму» 2019 г. 
22. Размещение Макариев-Решемского монастыря на Публичной кадастровой карте России.  2020 г.
23. Фото 2020 г.  «Комплекс Решемских храмов на правом берегу реки Волга. Вид с юго-востока».
24. Фото 2020 г. «Комплекс храмов Макариев-Решемского женского монастыря. Вид с запада».
25. Фото 2020 г.  «Действующий Свято-Никольский храм Решемской обители на Волге. Вид с западной стороны».
26. Фото 2020 г. «Пролом в северной стене Воскресенского храма».
27. Фото 2020 г. ««Алтарь Воскресенского храма».
28. Схема размещения земельного участка Воскресенской церкви на Публичной кадастровой карте России. 2020 г. 
29. Фото 2020 г. «Вид на Воскресенский храм с северной стороны».
30. Фото 2020 г. «Пролом в северной стене Воскресенского храма».
31. Фото 2020 г. «Вид на алтарь и основной четверик с барабанами Воскресенского храма».
32. Фото 2020 г. «Основной четверик с барабанами Воскресенского храма. Вид с высоты птичьего полета».
33. «Схема расположения храмов и объектов Макариев-Решемского женского монастыря. 2020 г.».
34. Эскизное предложение восстановления Воскресенского храма с восточной стороны.
35. Общая фотография на память. 2018 г

Библиографический список:

1. К. Д. Ушинский «Путешествие по Волге». 1861 г.
2. Н. А. Зонтиков Макариево-Решемский монастырь: Вехи истории. 2019 г.
3. «Житие и сказания о чудесах преподобного Макария Унженского и Желтоводского»
4. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская обалсть, ч.3/ Е.И. Кириченко, А.И. Комеч, А.В. Королева и др. – М.: Наука, 2000. – 813 с.
5. Сайт «История Ивановского края в Отечественной Войне 1812 года». https://vuzlit.ru/495588/istoriya_ivanovskogo_kraya_otechestvennoy_voyne_1812_goda 
6. 2008-2014. «Костромское ополчение в Великой войне 1914-1918 годов». Автор: историк и генеалог А.И. Григоров,
7. Сайт «Первая Мировая война 1914-1918 гг. Информационный портал» https://gwar.mil.ru/heroes
8. Сайт «Память народа: Подлинные документы о Второй Мировой войне» https://pamyat-naroda.ru/
9. Сайт «История, культура и традиции Костромского края» https://kostromka.ru/ 
10. Сайт «Главный храм Вооруженных сил Российской Федерации»
11. Сироткин С. В. Сотная грамота 1593-1594 г. на посад Юрьевца Повольского//Очерки феодальной России, вып. 9, М.-СПб, 2005, с. 65
12. Список Воспитанников Костромской духовной семинарии в 1762-1815г.г. Составитель Г. Брезгина. Краеведческий альманах «Костромская земля», выпуск 7. Сайт https://forum.vgd.ru/1405/100448
13. И. Беляев «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», СПб., 1863 г.
14. И. Баженов «Макариев-Решемский монастырь Костромской епархии». Кострома, 1904 г.
15. Дни Казанской иконы Богородицы.  Храм Христа Спасителя. Дата обращения 18 ноября 2017. Архивировано 13 ноября 2017 года.
16. Для оформления работы использованы фотографии: священноинока Александра (Завьялова), Дмитрия Баусова.
17. На обложке расположены QR-кoд сайта Макариев-Решемского женского монастыря на Волге, а так же герб Решемского сельского поселения Кинешемского района Ивановской области. Дизайн выполнил священноинок Александр (Завьялов).