Страницы

суббота, 8 августа 2020 г.

Читаем новую икону

21 июля 2020 года, новая икона с изображением покровителя нашей Решемской обители Макария Унженского заняла свое почетное место в особо устроенной сени.

Три лампады с зелеными стаканчиками теплятся у лика преподобного. А ведь зеленый - это преподобнический цвет, т.е. тех, кто посвятил свое служение Богу в чине монашества.

Как в двух словах описать то, что иконописцы изобразили по заказу тайных благодетелей?! Что они хотели нам сказать?! Мы можем только, духовно рассудив, предположить так, что преподобный отец наш Макарий Унженский, всея России чудотворец, денно и нощно в молитве предстоит пред Богом за землю Решемскую.

Хочется здесь рассказать и о других символах, которыми наполнен наш дивный образ с изображением преподобного Макария Унженского на фоне Решмы.



Бабочка - символ новой жизни. Одним из прекраснейших символов воскресения и вечной жизни является бабочка. Короткая жизнь бабочки делится на три этапа. Первый, в котором нет никакой красоты — ползающая личинка, гусеница, или, как люди называют ее, червь. Второй — когда это существо превращается в куколку (кокон). Личинка покрывается оболочкой, как бы запечатывается в конверт. Третий — когда обитательница кокона разрывает свою шелковую оболочку и выходит наружу. Это уже зрелая бабочка с прекрасным обновленным телом и ярко раскрашенными крыльями. Крылья вскоре крепнут, и бабочка взмывает ввысь. Поразительно, как эти три этапа жизни бабочки похожи на жизнь в уничижении, смерть и погребение, а затем славное воскресение Христово. Рожденный в человеческом теле, в образе слуги, наш истинный Господь, как писал Исайя, не имел «ни вида, ни величия». Говоря: «Се Человек», Пилат указывал на истерзанное тело, которому вскоре предстояло оказаться в могиле. Наш Господь был погребен в могиле. Но на третий день Иисус воскрес в прославленном Теле, а через сорок дней вознесся на Небеса.

Виноград — В христианском искусстве виноград выступает как символ евхаристического вина и потому крови Христа. Виноградная лоза — это общепринятый символ Христа и христианской веры, основанный на библейской метафоре, в частности, в притче Христа о виноградной лозе: «Я есмь истинная виноградная лоза...» (Ин. 15:1-17). 
Виноград вместе с пшеничными колосками - это обычный орнамент на церковных кивотах и на колоннах иконостасов. Сам Христос называет себя виноградной Лозой, Своего Отца Небесного Виноградарем, а своих учеников - ветвями. "Я истинная виноградная Лоза, - говорит Христос, а мой Отец Виноградарь.…Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы ветви" (Ин.15.1-5.). Пшеничный хлеб и вино освящаются вовремя св. Литургии в Пресвятое Тело и Кровь Господнюю. Гроздь винограда в символическом изображении давильни — это  Христос, проливший кровь за людей. 
Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения - способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом - рая; в этом значении лоза еще долго используется в качестве декоративного элемента.  
Гроздь винограда является также символом плодородия земли обетованной. Виноград выращивали повсюду в Святой Земле, особенно на холмах Иудеи.

Вода — символ быстротекущего времени и символ Крещения. Недаром один из многочисленных символов Христа - ручей. Тот самый источник, который вытекает из-под Древа Жизни в раю, вода живая. Это о нем говорится в Евангелии: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек". Вода – знак обновления и очищения. 

Гусь — в гностической традиции  — воплощение Святого Духа, символ предусмотрительности и бдительности. 

Жезл (посох), палица - символ силы и власти, поэтому каждому епископу во время хиротонии вручают жезл. "Епископский жезл, - говорит архиепископ Фессалоникийский Симеон, - обозначает власть Святаго Духа, установления и управления людьми, силу управлять, непокорных карать, а тех, что отошли, собирать вместе". 

Заяц (кролик) —  его способность быстро скакать по скалам сделала его также аллегорией верующего, ищущего прибежища во Христе. Подробное описание особенностей зайца как символического животного содержится в раннехристианском тексте "Физиологус" : из-за своих коротких передних лап быстрее всего он бежит в гору, и тогда он может оторваться от своих преследователей.
"Ищи и ты, человече, скал, когда, преследуем еси злым псом, демоном... Когда видит он, что человек с горы бежит, неся мирское и суетное в сердце своем, преследует его ревностно с помощью соблазнов. Однако, видя, что человек бежит волею Божьей, и скалу истины Господа нашего Иисуса Христа ищет, и к вершинам добродетели взбирается, то обращается пес по слову Давидову, псалом 34: да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие зло".
Пожалуй, этот текст объясняет, почему заяц относительно часто фигурирует в христианской иконографии. Его беззащитность делает его воплощением человека, уповающего лишь на Бога. Заяц (кролик) как животное беззащитное является символом человека, который возлагает надежды на свое спасение во Христе.
В эпоху готики заяц становится аллегорией скорости и усердной службы. На многих готических гробницах он изображен именно в таком контексте, дополняющем отмеченное выше значение.
Преподобная Мелангелла Валлийская с тысячью ангелов (память 27 мая/9 июня) изображается на иконах с зайцем на руках.

Ключи — золотой и железный, символизируют врата рая и ада. 

Корабль  святые отцы считали символом Церкви, которая через море этого мира безопасно везет нас к вечной пристани. Поэтому главная часть храма называется "навою" - кораблем. Корабль изображает Церковь, которая ведет верующего безопасным путем через штормовые волны моря жизни. Крест на мачте символизирует весть Христа, которая дает власть Церкви и руководит ею. Название части церкви, где располагается община, неф, означает "корабль". Корабль является символом христианства с самого его появления. Например, римский теолог и мученик Ипполит, живший в III веке, определял Церковь как «корабль среди бушующих волн, но никогда не тонущий». Другие же называли корабль «кораблем спасения», который несет верующего под знаком Креста (как в виде перекрещенных мачты и реи, так и в виде изображения креста на парусах) сквозь бурные воды жизни. Полагают, что слово «пауе», означающее основную часть паствы, происходит от латинского «корабль». В церквах Дании часто подвешивается модель корабля под парусом, что символизирует путешествие человечества как через спокойные, так и через бурные воды. 

Колокола — один из необходимых атрибутов церковной деятельности. Колокольным звоном созывают верующих на богослужение. 

Ковчег — деревянный ящик больших размеров, в котором Ной и его семья спаслись от всемирного потопа, прихватив с собой «каждой твари по паре». Строго говоря, это сооружение судном никак нельзя назвать, в лучшем случае — баржей. Но, как бы ни расценивать этот агрегат, свою историческую задачу он выполнил: спас человечество и фауну планеты для будущей жизни. Сказание о Ноевом ковчеге христианство рассматривает несколько иначе, чем иудаизм. Ной является одним из главных патриархальных «типов» Христа. Ранние отцы Церкви и апологеты сравнивали потоп с христианским крещением. Ковчег был частым сюжетом в христианском искусстве с самого его начала. В римских катакомбах он олицетворял новую христианскую концепцию Воскресения. В Библии конец Всемирного потопа символизирует голубь, который приносит Ною в ковчег оливковую ветвь. 

Крест — в разных религиозных традициях крест символизировал разные понятия. Одно из самых часто встречающихся - встреча мира нашего с миром духовным. Для еврейского же народа с момента римского владычества крест, распятие было методом позорной, жестокой казни и вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский, муж апостольский, восклицал: "и у Церкви есть свой трофей над смертью - это Крест Христов, который она носит на себе", и святой Павел, апостол языков, писал в своем Послании: "...желаю хвалиться... только крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Гал. 6, 14). Планировка храмов обычно имела форму креста — символ, соединяющий небо и землю, ориентированный в пространстве и времени. 

Лестовка (четки) - в целом лестовка символизирует двойственную природу Господа нашего Иисуса Христа – Божественную и человеческую: Лапостки символизируют Божественную природу (т.е. заповеди от Бога), а лестница – человеческую (т.е. лестница, как символ духовного восхождения, нужна не Богу, а человеку). 
Лестовка символизирует собой и «щит веры» (Еф.6:16), и «шлем спасения», и «меч духовный» (Еф.6:17). 
Получается, что первые скрижали были даны нам на горе Синай через Моисея – их символизируют лапостки, а вторые скрижали («Скрижали Духовные», – т.е. «Лествица») были даны нам также на горе Синай через «Нового Моисея» (т.е. через Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы) – их символизирует лестница. Таким образом, лестовка напоминает нам: 1) об одном из святейших мест на Земле – горе Синай; 2) о Моисее, как символе кротости: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис.12:3); 3) о «Новом Моисее» – преподобном Иоанне Лествичнике, как символе добродетелей. 
Когда рассматриваешь такую символику лестовки, невольно приходит мысль о премудром её создании. Очень трудно истинно верующему человеку поверить в «случайность» всех тех символов, которые даёт нам лестовка. Символизм лестовки в простой и наглядной форме способствует уяснению основ христианского вероучения. Судя по всему, это послужило ещё одной причиной распространения лестовки в старорусские времена (на первом месте, конечно же, стояло выполнение молитвенных правил). 

Лодка  является символом Церкви, посредством которой можно спастись; сеть - христианское вероучение, а рыбы - люди (";человеки"), обращенные в христианскую веру. Многие ученики Иисуса до их призвания на апостольское служение были рыбаками. Иисус мог называть их «ловцами человеков», как бы намекая на их прежнюю профессию. К тому же он сравнивает Царство Небесное с неводом, закинутым в море и захватившим рыб разного рода. Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну из лодок, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплывите на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.(Лк.5:1-11).

Луна и солнце — луна символизирует Ветхий завет, а солнце - Новый, и как луна получает свой свет от солнца, так Закон (Ветхий завет) становится понятным лишь при освещении его Евангелием (Новым заветом). Иногда солнце символизировалось звездой, окруженной языками пламени, а луна - женским ликом с серпом. Имеются также объяснения фигур солнца и луны как указания на две природы Христа, или как символов самого Христа (солнце) и Церкви (луна). 

Монахини - изображения трёх насельниц Макариев-Решемского женского монастыря: преподобномученица Анна Корнеева, преподобная Анимаиса Острецовская, игумения Досифея. Матушки стоят на фоне ныне разрушенного монастыря. Каждая держит в руках свой символ: игуменья - посох, а так же на груди наперсный крест, Анимаиса - ключик, Анна - грабли.

Нимб — блестящий кружок, который древнегреческие и римские художники, изображая богов и героев, нередко помещали над их головами, обозначая, что это высшие, неземные, сверхъестественные существа. В иконографии христианства нимб с древнейших времен стал принадлежностью изображений ипостасей Пресвятой Троицы, ангелов, Богоматери и святых; нередко он сопровождал также Агнца Божьего и фигуры животных, служащих символами четырех евангелистов. При этом для некоторых икон установились нимбы особого рода. Например, лик Бога-Отца помещался под нимбом, имевшим вначале форму треугольника, а потом форму шестиконечной звезды, образованной двумя равносторонними треугольниками. Нимб Девы Марии всегда круглый и часто изысканно украшен. Нимбы святых или других божественных персон, как правило, круглые и без орнаментов. 

Олень (лось) - оленя обычно изображают возле родников. Это символ души, которая жаждет Бога. Псалмопевец говорит: "Как олень стремится к водным потокам, так и душа моя стремится к Тебе, Боже" (Пс.41.42). 
В житии преподобного Макария Унженского есть описание чуда, связанного с лосем: "Во время возвращения из ханского плена путники, по молитвам преподобного, питались чудесным образом. Трудный путь становился все тяжелее от недостатка съестных припасов, и путешественники скорбели из-за наступившего голода. Но милосердный Бог не оставлял их в совершенном изнеможении. По молитвам преподобного, для прославления его имени им встретился на пути лось. Было время Петрова поста, и Макарий, строгий блюститель церковных правил, запретил им заклать животное. Он приказал отпустить пойманного зверя, отрезав у него правое ухо. А в утешение говорил им, что через три дня, в праздник апостолов, отпущенный зверь сам явится пред ними, и тогда можно будет заколоть его в снедь. «Не скорбите, — утешал их, Макарий — но молитесь Господу. Он, питавший манною Израиля 40 лет в пустыни, может и вас пропитать невидимо в настоящие дни. Имейте живую веру на Того, Который пятью хлебами и двумя рыбами пропитал пять тысяч мужей, кроме жен и детей». При наступлении праздника апостолов Петра и Павла Макарий, отойдя от спутников, с распростертыми к небу руками молился ко Господу, спасающему от всех скорбей и болезней. После такого молитвенного утешения, отпущенный три дня назад дикий зверь, чудесным образом, явился среди путников уже не диким, а кротким. Взяв его без всякого усилия в руки, увидали, что его правое ухо отрезано. Таким образом, предсказание Макария сбылось пред всей братией. С радостью они привели явившегося лося к своему молившемуся путеводителю. Преподобный возрадовался вместе со спутниками и благословил употребить его в снедь".

Рыба — один из старейших символов Иисуса Христа. По-гречески «рыба» звучит как «IXThYS» («Ихтюс»). Буква «I» означает «Иисус»; буква «X» — Христа («Христос»); сочетание «Th» (буква в греческом алфавите) — Theou, т. е. «Божий»; Буква «Y» — Yios, т. е. «Сын», а буква «S» — Soter, т. е. «Спаситель». Таким образом, символ рыбы значит: «Иисус Христос — Сын Божий, Спаситель». 
В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью: бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет "ловцами человеков"; (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода" (Мф 13:47). В первые века христианства люди носили на шее стеклянных, перламутровых или каменных рыбок - будущие нательные кресты. 
Евхаристическое значение рыбы связывается с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк 6:34-44; Мк 8:1-9), трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении (Ин 21:9-22), которая нередко изображается в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей. 
В Писании Христос говорит: "Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?"(Мф 7:9-10). По мысли толкователей образ рыбы относится ко Христу как истинному Хлебу Жизни, в противоположность змее, которая символизирует диавола. Изображение рыбы нередко сочетается с изображением корзины с хлебами и вином, и таким образом символ рыбы связывается с Самим Христом. Выше мы писали, что этой соотнесенности способствует и графический облик греческого названия рыбы. Символика рыбы оказывается связанной и с таинством Крещения. Как говорит Тертуллиан: "Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде". Это важный и часто использованный первыми христианами символ. Рыба была для них, во-первых, символом возрождения - св. крещения. Водозаборник, где происходило крещение, назывался по латыни писцыною, что значит рыбный бассейн. А тот, который при крещении в него погружался, назывался рыбою, по-гречески ihtis. "Мы рыбы, - говорит Тертуллиан, - и не можем иначе спастись, как только в воде"  - т.е. через крещение. 
Греческое слово ihtis (рыба), было символом Христа еще и потому, что каждая литера в греческом языке составляет слова "Иисус Христос, Божий Сын Спаситель" (Isus Hristos Teu Ius Soter). Очевидно, символ Рыба был знаком, по которому ранние христиане находили и распознавали друг друга, особенно во времена гонений. Нацарапанный на стене, на полу рыночной площади или возле фонтана, в местах скопления людей, он позволял странствующим христианам узнавать о том, где собираются их братья по вере. 

Сеть - христианское вероучение. 

Столб – отсылка к Рождественской мужской пустыни на реке Нодога. В XVIII веке Нодоговская пустынь была упразднена и приписана к Макариев-Решемскому монастырю. Впоследствии там  был монастырский скит в честь иконы Божией Матери Казанской. В 2018 году на месте разрушенных храмов был установлен памятный, поклонный крест.   

Церковь (храм) — в христианской символике храм имеет несколько значений. Ее основное значение — Дом Бога. Она также может пониматься как Тело Христово. Иногда храм связывают с ковчегом, и в этом смысле она означает спасение для всех ее прихожан. В живописи церковь, помещенная в руки святого, означает, что этот святой был основателем или епископом данной церкви. 

Цветы  символизируют новую жизнь: Господь пришел на землю – и расцвели цветы. Цветы были привычным украшением на гробах мучеников в катакомбах как символ проходящей человеческой жизни. В книге Иова читаем: "Человек, который родится от женщины, веком короткий и тревоги полный. Вырастает словно цветок, и вянет, и бежит тенью без остановки" (Иов.14, 1-2). Св. Апостол Петр поучает: "Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал" (1 Петра 1.24). 

Якорь — символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям (Евр 6:18-20). Якорь - скрытое изображении Креста. Он прочно держит корабль возле пристани. Он - символ надежды и спасения. Поэтому его часто можно встретить на гробах христиан. Св. апостол Павел говорит о Боге: "В Нем словно имеем якорь души, безопасный и крепкий" (Евр.:, 18). В римских катакомбах II века можно увидеть на стенах крест-якорь и по сторонам от него - две рыбы, а сверху греческая надпись, переводящаяся как "Рыба Живых".

Источники:
Символы веры христианства https://prayerssaints.ru/index.php?id=simvoli
Православие.ru http://www.pravoslavie.ru/71351.html
Краткая энциклопедия символов http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%97%D0%B0%D1%8F%D1%86


И это далеко не полный список всего того, что изображено на нашей иконе.

Некоторые посетители обители отметили, что видят впервые, чтобы в одной иконе было так много заложено информации.