В пятницу первой седмицы Великого поста после литургии происходит освящение «колива» в память святого великомученика Феодора Тирона.Великомученик Феодор Тирон принял мученическую кончину в 306 году за то, что отказался вкусить идоложертвенную пищу. Через шесть лет после его смерти христианство стало дозволенной и негонимой религией. Но в 361 году к власти в Константинополе вновь пришел противник христианства – император Юлиан Отступник. Он решил надругаться над христианами и в первую неделю Великого поста распорядился окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках столицы, рассчитывая, что христиане употребят в пищу эти продукты, то есть невольно принесут жертву языческим богам. Однако святой великомученик Феодор явился во сне архиепископу Константинопольскому и предупредил его о злом умысле императора. Святой велел передать всем постящимся, чтобы они сварили пшеницу из домашних запасов и сдобрили ее медом. Таким образом верующие христиане избежали поругания. Пшеничная (или рисовая) каша с медом называется коливом или кутией.
Страницы
▼
суббота, 8 марта 2014 г.
Память святого Феодора Тирона. Освящение колива
В пятницу первой седмицы Великого поста после литургии происходит освящение «колива» в память святого великомученика Феодора Тирона.Великомученик Феодор Тирон принял мученическую кончину в 306 году за то, что отказался вкусить идоложертвенную пищу. Через шесть лет после его смерти христианство стало дозволенной и негонимой религией. Но в 361 году к власти в Константинополе вновь пришел противник христианства – император Юлиан Отступник. Он решил надругаться над христианами и в первую неделю Великого поста распорядился окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках столицы, рассчитывая, что христиане употребят в пищу эти продукты, то есть невольно принесут жертву языческим богам. Однако святой великомученик Феодор явился во сне архиепископу Константинопольскому и предупредил его о злом умысле императора. Святой велел передать всем постящимся, чтобы они сварили пшеницу из домашних запасов и сдобрили ее медом. Таким образом верующие христиане избежали поругания. Пшеничная (или рисовая) каша с медом называется коливом или кутией.
пятница, 7 марта 2014 г.
"Душе моя, душе моя, востани, что спиши!"
Мы вошли в открытые двери Великого поста. Для каждого из нас наступило драгоценное время обновления и начала новой жизни во Христе, не потерять бы его! Господь даровал нам средство избежать вечного отчуждения от Него возможностью углубиться в самих себя, вспомнить и осудить свои помышления, греховные движения, поступки, пережить тяжесть своих грехопадений. Богослужения Великого поста, его умилительные песнопения и покаянные молитвы, множество земных поклонов удивительным образом воздействуют на наше грешное сердце, если только оно не заросло совсем непроницаемой корой себялюбия.
понедельник, 3 марта 2014 г.
"Се – время благоприятное, се – время покаяния"
«Постное время светло начнем» – взывает святая Церковь при наступлении Великого поста и в целом ряде умилительных песнопений призывает нас радоваться тому, что «прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков» (стихира в 1-й день поста), ибо «преблагословенна благодать всечестнаго поста» (седален во вторник).
В то же время святая Церковь напоминает нам, что истинный пост состоит не в одном только телесном воздержании: пост, «приятный и благоугодный Господеви» – это «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления» (стих. в понедельник 1-й седмицы поста).
В то же время святая Церковь напоминает нам, что истинный пост состоит не в одном только телесном воздержании: пост, «приятный и благоугодный Господеви» – это «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления» (стих. в понедельник 1-й седмицы поста).